Top.Mail.Ru

Об оформлении удаленной работы главного бухгалтера, находящегося в Турции

Вопрос
В июле 2019 года главбух в связи с рождением ребенка ушла в декрет. По устной договоренности с генеральным директором она работает дома. По документам никаких изменений в ее работе нет, получает полную зарплату, табель закрываем «8». На основании указов мэра Москвы ее перевели двумя приказами на дистанционную работу до окончания ограничений. Приказы подписаны генеральным директором, отправлены главбуху по электронной почте. Но отметки об их получении и ознакомлении с ними нет. Работница приказом была отправлена в отпуск с 1 по 15 октября. Отпускные выплачены. Она улетела в Турцию и по устной договоренности с генеральным директором после завершения отпуска осталась работать удаленно в Турции. На сегодняшний момент (ноябрь 2020 г.) между генеральным директором и главным бухгалтером возникли разногласия, и встал вопрос, как юридически правильно («задним числом») оформить ее удаленную работу, чтобы, учитывая ситуацию с COVID, генеральный директор не мог нести ответственность и риски (как работодатель) за сотрудника, который находится на удаленной работе в Турции?
Отвечает

Для начала обратим внимание, что изменить условие трудового договора с работы в офисе на дистанционную работу возможно только по письменно оформленному соглашению между работником и работодателем, а не по приказу работодателя. Это предусмотрено ст. 72 ТК РФ. В вашей ситуации издание только приказа – ​это нарушение трудового законодательства1.

Оформление каких-либо документов «задним числом» действующими нормами законодательства, в том числе трудового, не предусмотрено. Для исправления ситуации рекомендуем работодателю текущим числом заключить с главным бухгалтером дополнительное соглашение к трудовому договору о переходе на дистанционную (удаленную) работу (см. Пример). В соглашении следует указать, что работа в дистанционном режиме осуществляется с такого-то (фактического) числа. Тем самым вы устраните допущенное ранее нарушение.

Пример. Дополнительное соглашение к трудовому договору о переходе на дистанционную работу

Чтобы в сложившейся ситуации подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, можно направить два экземпляра соглашения, подписанных работодателем, почтой главному бухгалтеру, находящемуся в Турции. В сопроводительном письме рекомендуем изложить просьбу подписать экземпляр работодателя, в т. ч. подставить подпись о получении на руки своего экземпляра, и отправить его обратно также почтой.

На основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору, возможно, возникнет необходимость внести изменения в приказ (приказы) о переходе главного бухгалтера на дистанционную (удаленную) работу. Это будет зависеть от содержания приказа (или приказов).

Поскольку в табеле работнику ставится «8», то этим вы признаете факт учета времени работы. После подписания указанного соглашения ничего не меняется.

Если оформить дополнительные соглашения этим или другим способом невозможно, а главный бухгалтер после 15.01.2021 (или иной даты по окончании фактического периода дистанционной (удаленной) работы) не выйдет на работу, то будет иметь место прогул (соответственно в табеле ставить «8» с этой даты не надо). В таком случае на основании подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе уволить главного бухгалтера или привлечь его к иной дисциплинарной ответственности (замечание, выговор). При этом должен быть соблюден порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 193 ТК РФ (в т. ч. придется официально запросить письменное объяснение и пр.), и у работника не должно быть уважительных причин неявки на работу.

Сноски 1

  1. Мы не говорим о ситуации, когда дистанционная работа вводится по инициативе работодателя без согласия работника, которая стала возможна с 2021 г. Подробнее читайте в статье «Как изменилась дистанционная работа с 2021 года» в № 1' 2021. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Если сотрудник на «удаленке» потратил на мобильную связь слишком много

Сотруднику компании согласовали удаленный режим работы по электронной почте (допсоглашения не было), а в начале следующего после этого месяца он взял отпуск на две недели. Получив ежемесячный счет за оплату сотовой связи с детализацией, компания выяснила, что все это время – ​на удаленке и в отпуске – ​сотрудник находился в другом регионе и пользовался сотовой связью и мобильным интернетом. В том числе в дни отпуска, хотя в это время к работе его, естественно, не привлекали. Общая сумма расходов за мобильную связь составила более 180 тыс. рублей. Что делать компании в такой ситуации?

Если не оборудовано место приема пищи для работников

В течение трудового дня работники делают перерыв(ы) для отдыха и питания, чтобы рационально использовать свое рабочее время и более эффективно исполнять свои трудовые обязанности. Работодатель обязан обеспечить оборудование специальных мест для приема пищи, т. к. далеко не все работники имеют возможность и желание питаться в организациях общепита, походы в которые занимают время, а в некоторых местах их в принципе может и не быть. Во многих регионах в связи с эпидемиологической обстановкой периодически вводят QR-коды для посещений мест общего пользования, поэтому невакцинированным сотрудникам и не имеющим свежего отрицательного ПЦР-теста на коронавирус невозможно находиться в общепите. Рассказываем о том, как работодатель должен выполнить обязанность по оборудованию специальных мест для приема сотрудниками пищи и чем чревато ее нарушение. Анализируем судебную практику и делаем выводы.

ТОП-5 грубых ошибок при отстранении от работы

Эпидемия коронавируса научила работодателей не только организовывать удаленный режим работы и проводить профилактические мероприятия, но и отстранять работников, например не прошедших обучение по охране труда. Видимо, из-за этого между сотрудниками и работодателями все чаще возникают споры о законности отстранений от работы. Мы проанализировали наиболее распространенные ошибки, допускаемые работодателями при отстранении, и даем советы, как их избежать.

Какие документы следует издать организации по поводу обязательной вакцинации?

Какие документы необходимо оформить в связи с требованием властей обязательно вакцинировать 80% работников?

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.

Елена Кожемякина: «“Работа в России” стала еще одним “подарком” для работодателей»

Весной этого года с началом пандемии у работодателей возникла новая обязанность – ​регистрироваться на портале «Работа в России» и сообщать через него о целом ряде кадровых событий, включая увольнения, перевод на «удаленку», неполное рабочее время и пр. Несмотря на то что обязанность временная (пока она установлена до конца 2020 года, но, возможно, будет продлена) и существует уже несколько месяцев, вопросов по ней очень много. Что из себя представляет портал? Всем ли необходимо там регистрироваться? Нужно ли для этого быть зарегистрированным на портале госуслуг? Какая ответственность за неуведомление службы занятости? Надо ли подавать информацию о чем-то еще, например дистанционной работе и переходе на неполный рабочий день? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» собрал самые частые вопросы кадровиков и поговорил о них с Еленой Кожемякиной, управляющим партнером юридической фирмы BLS.