Об оформлении удаленной работы главного бухгалтера, находящегося в Турции

Вопрос
В июле 2019 года главбух в связи с рождением ребенка ушла в декрет. По устной договоренности с генеральным директором она работает дома. По документам никаких изменений в ее работе нет, получает полную зарплату, табель закрываем «8». На основании указов мэра Москвы ее перевели двумя приказами на дистанционную работу до окончания ограничений. Приказы подписаны генеральным директором, отправлены главбуху по электронной почте. Но отметки об их получении и ознакомлении с ними нет. Работница приказом была отправлена в отпуск с 1 по 15 октября. Отпускные выплачены. Она улетела в Турцию и по устной договоренности с генеральным директором после завершения отпуска осталась работать удаленно в Турции. На сегодняшний момент (ноябрь 2020 г.) между генеральным директором и главным бухгалтером возникли разногласия, и встал вопрос, как юридически правильно («задним числом») оформить ее удаленную работу, чтобы, учитывая ситуацию с COVID, генеральный директор не мог нести ответственность и риски (как работодатель) за сотрудника, который находится на удаленной работе в Турции?
Отвечает

Для начала обратим внимание, что изменить условие трудового договора с работы в офисе на дистанционную работу возможно только по письменно оформленному соглашению между работником и работодателем, а не по приказу работодателя. Это предусмотрено ст. 72 ТК РФ. В вашей ситуации издание только приказа – ​это нарушение трудового законодательства1.

Оформление каких-либо документов «задним числом» действующими нормами законодательства, в том числе трудового, не предусмотрено. Для исправления ситуации рекомендуем работодателю текущим числом заключить с главным бухгалтером дополнительное соглашение к трудовому договору о переходе на дистанционную (удаленную) работу (см. Пример). В соглашении следует указать, что работа в дистанционном режиме осуществляется с такого-то (фактического) числа. Тем самым вы устраните допущенное ранее нарушение.

Пример. Дополнительное соглашение к трудовому договору о переходе на дистанционную работу

Чтобы в сложившейся ситуации подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, можно направить два экземпляра соглашения, подписанных работодателем, почтой главному бухгалтеру, находящемуся в Турции. В сопроводительном письме рекомендуем изложить просьбу подписать экземпляр работодателя, в т. ч. подставить подпись о получении на руки своего экземпляра, и отправить его обратно также почтой.

На основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору, возможно, возникнет необходимость внести изменения в приказ (приказы) о переходе главного бухгалтера на дистанционную (удаленную) работу. Это будет зависеть от содержания приказа (или приказов).

Поскольку в табеле работнику ставится «8», то этим вы признаете факт учета времени работы. После подписания указанного соглашения ничего не меняется.

Если оформить дополнительные соглашения этим или другим способом невозможно, а главный бухгалтер после 15.01.2021 (или иной даты по окончании фактического периода дистанционной (удаленной) работы) не выйдет на работу, то будет иметь место прогул (соответственно в табеле ставить «8» с этой даты не надо). В таком случае на основании подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе уволить главного бухгалтера или привлечь его к иной дисциплинарной ответственности (замечание, выговор). При этом должен быть соблюден порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 193 ТК РФ (в т. ч. придется официально запросить письменное объяснение и пр.), и у работника не должно быть уважительных причин неявки на работу.

Сноски 1

  1. Мы не говорим о ситуации, когда дистанционная работа вводится по инициативе работодателя без согласия работника, которая стала возможна с 2021 г. Подробнее читайте в статье «Как изменилась дистанционная работа с 2021 года» в № 1' 2021. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как оформить работу части сотрудников в дни, объявленные нерабочими?

В связи с объявленными Указом Президента РФ с 4 по 7 мая 2021 г. нерабочими днями часть персонала у нас работала, часть – ​отдыхала. Подскажите, нужно ли было брать с работников письменные согласия на работу в эти дни, или достаточно просто издать приказ по компании, объявив их рабочими? Дайте, пожалуйста, образец приказа.

Должен ли работодатель запросить с сотрудников согласия на работу в нерабочие дни, объявленные Президентом?

Нужно ли брать с работника письменное согласие на работу в нерабочие дни, объявленные Указом Президента РФ с 4 по 7 мая, или можно без таких согласий выпустить приказ по компании, объявив эти дни рабочими?

Типичные нарушения законодательства о труде в период пандемии и ответственность за них

С весны 2020 года неожиданно все сферы жизни затронула пандемия коронавируса, которая существенно повлияла и на структуру трудовых отношений. В условиях «нерабочих оплачиваемых дней» компании пытались выжить, как могли, однако мало кому удалось и полностью сохранить штат компании, заработную плату, и соблюсти все требования, связанные с защитными мерами от ковида. Отголоски «коронавирусных» нарушений слышны до сих пор, поэтому рассмотрим наиболее часто возникающие нарушения в сфере труда, актуальные на сегодняшний день. Вы поймете, что еще можно успеть поправить до прихода проверяющих и споров с работниками.

Наказания за нарушения антиковидных ограничений

Ранее мы рассказывали, какие обязанности должен выполнять работодатель для профилактики коронавирусной инфекции. Сейчас же рассмотрим: какая может быть ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов; по какой статье возможно привлечение в различных ситуациях; кто конкретно будет наказан: работодатель, его ответственное должностное лицо или работник? Разъясним статус актов Роспотребнадзора и проанализируем уже имеющуюся судебную практику.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.

Как оформить работу части сотрудников в дни, объявленные нерабочими?

В связи с объявленными Указом Президента РФ с 4 по 7 мая 2021 г. нерабочими днями часть персонала у нас работала, часть – ​отдыхала. Подскажите, нужно ли было брать с работников письменные согласия на работу в эти дни, или достаточно просто издать приказ по компании, объявив их рабочими? Дайте, пожалуйста, образец приказа.

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.