Top.Mail.Ru
В прошлом номере журнала мы разобрались, как составлять годовые описи дел постоянного хранения, по личному составу и временного хранения при их передаче из структурных подразделений в архив организации, в т.ч. занимались составлением справочного аппарата к описи. В этом номере журнала мы решили подробно остановиться на составлении исторической справки об организации и ее документальном фонде. Вы узнаете, когда нужно составлять такую справку, какие сведения включить и как оформить.

Что это такое? «Основные правила работы архивов организаций», одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, определяют историческую справку как «документ, содержащий сведения по истории фондообразователя и архивного фонда, краткую характеристику состава и содержания его документов и системы научно-справочного аппарата архива». Иными словами, историческая справка представляет собой своеобразную «биографию» организации с обзором документов, отложившихся в ее деятельности за весь период существования.

Историческая справка составляется о каждой организации и ее фонде. Под фондом понимается вся совокупность документов, образующихся в деятельности организации. А организация, в результате деятельности которой отложились эти документы, называется фондообразователем.

Историческая справка составляется при первом поступлении документов в архив организации (ведомственный) или в сторонний архив (муниципальный, государственный). При дальнейшем пополнении фонда справка только дополняется.

Историческая справка состоит из трех разделов:

  • истории фондообразователя, т.е. истории организации;
  • истории фонда;
  • характеристики документов фонда.

Историческая справка представляет собой связанный, лаконичный текст, в котором постепенно раскрываются указанные выше разделы.

История фондообразователя

Первый раздел – история фондообразователя – излагается в хронологической последовательности на основе законодательных, распорядительных и иных документов.

История фондообразователя дает общее представление об организации, причинах ее создания, масштабе деятельности, месте организации в системе государственного аппарата, экономической, политической, культурной и др. жизни. Поэтому она должна содержать следующие сведения:

  • изменение в названии и подчиненность фондообразователя (например, министерству или какому-нибудь другому ведомству);
  • даты и причины создания фондообразователя. Эти сведения даются на основании законодательных актов и распорядительных документов. При этом желательно давать ссылки на эти документы (например, если ссылка дается на Указ Президента РФ или постановление Правительства РФ, то она дается на официальный опубликованный источник – Собрание Законодательства РФ, Российскую газету и др. Если же ссылка дана на архивные документы, то указывается название архива, в котором хранится данный документ, а также номера фонда, описи, дела и листы);

Пример 1. Образец ссылки на опубликованный документ

Пример 2. Образец ссылки на архивный документ.

class='dash'

  • название организации-предшественника (если имеется);
  • задачи, функции организации и их изменения излагаются в соответствии с правовыми и нормативными актами (уставами, положениями и др.). При этом в обязательном порядке указываются даты и основные причины их...

  • Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

    Купить эту статью
    за 700 руб.
    Подписаться на
    журнал сейчас
    Получать бесплатные
    статьи на e-mail

    Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
    Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

    • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
    • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

    А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

    Рекомендовано для вас

    Составление описи дел (часть 1)

    Начинаем подробный разговор об оформлении описи дел – показывать будем на примере описи дел по личному составу, дадим оптимальный алгоритм действий и предупредим о тонкостях в сложных ситуациях. В этом номере журнала разбираем следующие вопросы: по какой форме составлять данный документ? когда стоит указывать сокращенное наименование организации? какие наименования организации указать в верхнем левом углу и в грифе утверждения, если название в описываемый период отличается от текущего? а что делать, если оно изменилось в течение описываемого периода? кто и какие номера фонда и описи указывает на этом документе, какие буквенные индексы при этом обычно используют? и др.

    Аудиовизуальные электронные документы в описи дел

    В каких описях следует отражать такие электронные документы, как тексты выступлений руководства на мероприятиях, презентации для докладов на совещаниях в формате Power Point, фотографии, видеозаписи заседаний и мини-фильмы об истории организации. В архивных Правилах 2023 г. существенно изменили форму описи электронных документов (по сравнению с фигурировавшей в предыдущих Правилах 2015 г.). Показываем на примере, как ее надо заполнять данными аудиовизуальных документов. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

    Как рассчитать степень загруженности архива для заполнения его паспорта

    В предыдущих Правилах работы архивов организаций 2015 года не было методики расчета загруженности архивохранилища. В Правилах 2023 года появился принцип расчета площади архивохранилищ. Мы сделали расчет для одной и той же ситуации по старому алгоритму (при котором практики отталкивались только от фактических данных) и по новому (который базируется на плановом показателе), чтобы вы почувствовали разницу и смогли выбрать свой способ расчета загруженности архивохранилища. Он понадобится не только для представления отчетности в конце года в архивное учреждение (необходимо для источников комплектования), но и для разговора с собственным руководством, когда назревает дефицит свободной площади.

    Разные номера у одного дела

    Показываем, какие номера возникают у дела и его томов при заведении в структурном подразделении (это индекс по номенклатуре), потом на этапе описания в структурном подразделении, в архиве организации, после передачи в государственный или муниципальный архив. Как нумеровать дела внутри описей. Когда заполнять индекс на обложке дела и архивный шифр, включающий номер дела.

    Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

    Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

    Как получить архивную справку о зарплате?

    Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

    Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

    За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

    Как рассчитать степень загруженности архива для заполнения его паспорта

    В предыдущих Правилах работы архивов организаций 2015 года не было методики расчета загруженности архивохранилища. В Правилах 2023 года появился принцип расчета площади архивохранилищ. Мы сделали расчет для одной и той же ситуации по старому алгоритму (при котором практики отталкивались только от фактических данных) и по новому (который базируется на плановом показателе), чтобы вы почувствовали разницу и смогли выбрать свой способ расчета загруженности архивохранилища. Он понадобится не только для представления отчетности в конце года в архивное учреждение (необходимо для источников комплектования), но и для разговора с собственным руководством, когда назревает дефицит свободной площади.