Настоящую статью хотелось бы предложить тем руководителям служб ДОУ, в подчинении которых оказался архив научно-технической документации (произойти это «радостное» событие может по-разному: вы можете устроиться на работу в такую организацию либо получить документы «по наследству» в процессе ее ликвидации или реорганизации). Начнем с азов: какие виды научно-технических документов бывают? как по названию организации можно определить виды создаваемых ею документов? чем отличается система хранения научно-технических документов от используемой для управленческих? на какие Основные правила работы и ГОСТы нужно опираться?

Управленческая документация (УД) – документация общего делопроизводства, организационно-распорядительная, планово-отчетная, документация по личному составу – в значительной степени отличается от научно-технической документации (НТД): у нее свои разновидности, свои ГОСТы, которыми следует руководствоваться, а система хранения может быть отлична от системы хранения УД.

Какие архивы бывают?

Допустим, вы столкнулись с тем, что архив технической документации в вашей организации уже имеется (вы можете устроиться на работу в такую организацию или получить ее документы «по наследству» в процессе ее ликвидации или реорганизации).

Обратимся к определению, что же такое «архив» и каковы его функции. В статье 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»1 говорится следующее: архив – учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Итак, архивы могут быть структурными подразделениями организации, в т.ч. внутриведомственными, а также самостоятельными учреждениями, имеющими различный статус и различную систему подчинения:

  • федеральные архивы (непосредственно подчиняющиеся Росархиву);
  • государственные архивы (архивы субъектов РФ);
  • архивы муниципалитетов (органов местного самоуправления);
  • архивы ведомств, заключившие договор (соглашение) с Росархивом на осуществление депозитарного хранения документов, образующихся в их подведомственных организациях.

Но каким бы ни был архив, функции его всегда остаются неизменными:

  • хранение и обеспечение сохранности документации;
  • учет (при приеме на хранение в архив документация должна быть учтена: зафиксирована в инвентарных книгах, базах данных, указателях и т.п.);
  • комплектование (архив должен принимать на хранение документы от передающих структурных подразделений / организаций);
  • использование (расположить документацию необходимо так, чтобы легко и быстро впоследствии отыскать требуемый документ).

Нас с вами интересует архив как структурное подразделение, хранящее научно-техническую документацию своей организации.

Какие виды НТД хранит архив?

Как определить, какой вид НТД хранит архив? Это можно сделать по названию организации.

Допустим, к вам попали документы научно-исследовательского института, в аббревиатуре названия которого есть НИИНИИА, НИИТ и др.), следовательно, эта организация разрабатывает научно-исследовательскую документацию. В ее архиве вы встретите отчеты по научно-исследовательским работам, технические отчеты, отчеты по темам, могут быть регламенты, методики, рецензии, аннотации и др.

Система хранения научно-исследовательской документации мало чем отличается от хранения управленческой документации. Хранение традиционно осуществляется по видам документации (УД отдельно от НТД, научно-исследовательская документация отдельно от других видов НТД), далее документы должны располагаться по хронологии. Внутри годовых разделов система хранения может быть выбрана организацией самостоятельно: по направлениям деятельности организации, по лабораториям...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Архив научно-технических документов в вопросах и ответах

Можно ли разделить архивный фонд организации на 2 части: управленческой документации и научно-технической документации (НТД)? Технический архив (как подразделение) может называться отделом технической документации (ОТД) или еще как-то. В чем гибридность его функций – что у него от архива, а что от оперативного хранения любого другого отдела? Какие документы ОТД передает в обычный архив? Надо ли отражать хранимые им НТД в его номенклатуре дел? С какого момента надо оформлять НТД в дела? Пример с фрагментом номенклатуры дел архива и ОТД.

Процедура нумерации технических документов: из опыта международных инжиниринговых компаний

Практика работы с техническими документами заимствована нашей компанией из западного проектного подхода. Благодаря реализации нескольких крупномасштабных технологически сложных объектов в России с участием иностранных компаний, данная практика у нас успешно закрепилась.В этой статье рассказываем, какие нормативные документы, регламентирующие работу с технической документацией по проекту, важно проработать до заключения контрактов между заказчиком и исполнителями, чтобы подписать их в составе комплекта договорной документации. Какие риски возникают, если этого не сделать.Как закрепить правила нумерации технических документов. Что можно кодировать в номере. Как обозначать версии документов, причины выпуска, коды согласования. Как меняется работа с документом в зависимости от этих характеристик.

Доступ к архивным документам, содержащим персональные данные

По какому алгоритму действовать архиву, в который обратились за документами или сведениями, содержащими персональные данные. Как он зависит от «личности» обратившегося. Какая специфика есть у государственных, муниципальных архивов и у архивов «обычных» организаций, вузов. Когда необходимо согласие субъекта персданных, а когда нотариальная доверенность или другие документы. Как архиву минимизировать риски в попытке выполнить требования законодательства о защите персданных, чтобы не попасть на штрафы.

Разбор хранилища документов, или Путь от склада макулатуры к работающему архиву

Многие организации хранят свои документы в одном помещении, куда год за годом стихийно переносят коробки и папки, а то и просто пачки файлов, которые уже не помещаются в кабинетах. Порядка в таких помещениях нет. Рано или поздно кому-то предстоит разобрать эти завалы и начать движение к системе архивного хранения документов компании. Автор статьи неоднократно справлялась с этой задачей на практике и делится своей оптимальной методикой: порядок действий, ценные тонкости, таблица для систематизации.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Доступ к архивным документам, содержащим персональные данные

По какому алгоритму действовать архиву, в который обратились за документами или сведениями, содержащими персональные данные. Как он зависит от «личности» обратившегося. Какая специфика есть у государственных, муниципальных архивов и у архивов «обычных» организаций, вузов. Когда необходимо согласие субъекта персданных, а когда нотариальная доверенность или другие документы. Как архиву минимизировать риски в попытке выполнить требования законодательства о защите персданных, чтобы не попасть на штрафы.

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.