Top.Mail.Ru

Региональный государственный контроль в области архивного дела (часть 1)

Как в настоящее время региональные органы власти контролируют соблюдение законодательства в области архивного дела? На каком основании они вправе это делать и какие подводные камни им мешают? Какие меры применяются к ­нарушителям? В этом номере журнала публикуется первая часть статьи.
Начало статьи. Окончание в № 04 / 2015
Начало статьи. Окончание в № 04 / 2015

Помимо федерального государственного контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела, который осуществляет Министерство культуры РФ, аналогичные проверки также проводятся и ­региональными органами исполнительной власти.

Полномочия региональных органов власти в области контроля за соблюдением архивного законодательства – есть проблемы!

После принятия в 2001 г. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, в который была включена статья 13.20, предусматривающая ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, Федеральной архивной службой России (Росархивом) был издан приказ от 18.02.2002 № 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Приказом был установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об ­административных правонарушениях:

  • руководитель Росархива и его заместители;
  • руководители структурных подразделений Росархива и их заместители;
  • руководители архивных органов субъектов РФ и их заместители;
  • руководители структурных подразделений архивных органов субъектов РФ и их заместители.

Руководителям архивных органов субъектов федерации было предложено (п. 2.3) «при проведении проверок хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в т.ч. находящихся на хранении в организациях – источниках комплектования государственных архивов – в случае обнаружения нарушений архивного законодательства и правил работы архивов вносить в установленном порядке в суды протоколы о нарушениях правил ­хранения, ­комплектования, учета или использования документов».

На момент вступления КоАП РФ в силу такие указания были правомочны, поскольку в тот момент действовали Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» 1993 г.

Сейчас же и «Основы законодательства...» 1993 г., и приказ Росархива от 18.02.2002 № 18 утратили силу .

Путаница началась после проведения в 2004 г. административной реформы и принятия Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» 2, когда была фактически разрушена единая система управления архивным делом, а Росархив утратил функции контроля и надзора.

В соответствии с разграничением полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела, приведенном в ст. 4 Закона № 125-ФЗ, именно к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относится контроль за соблюдением единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных ­документов (п. 2 ч. 1 данной статьи).

В ходе же административной реформы 2004 г., результаты которой были зафиксированы в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Росархив был отнесен к такой категории федеральных органов, как федеральные агентства, а агентствам согласно реформе отводились только функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в соответствующей сфере 3. Ввиду этого функции по контролю за соблюдением норм законодательства на федеральном уровне были:

  • сначала возложены на Федеральную службу 4 по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране ­культурного наследия 5;
  • пропуская несколько вех в истории передачи полномочий по контролю и надзору в интересующей нас сфере, отметим, что в настоящее время от имени Российской Федерации они возложены на ­Министерство культуры РФ 6.

При этом под функциями по контролю и надзору 7 понимается, среди прочего, осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными ­правовыми актами общеобязательных правил поведения.

В то же время, согласно ст. 16 Закона № 125-ФЗ, контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в России осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (т.е. Минкультуры России), органы государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Ситуацию немного прояснили положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором были определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в следующих областях (ст. 5):

  • Осуществление регионального государственного контроля в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта РФ с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля), органов исполнительной власти субъектов РФ (уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля);
  • Осуществление федерального государственного контроля при условии передачи полномочий по его проведению органам государственной власти субъектов РФ.

Чтобы органы исполнительной власти субъектов федерации могли составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к ответственности за нарушение федерального архивного законодательства по федеральному КоАП РФ, им должна быть передана часть федеральных полномочий на осуществление государственного контроля. Такие полномочия региональным органам власти до сих не...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 2)

Мы разобрались в сложном вопросе, потому что в действующих архивных Правилах 2023 года не дана четкая технология действий. Поэтому на практике поступают по-разному. Мы описали все эти варианты и пояснили, от чего зависит выбор каждого их них, какие + и – надо учитывать. Если обнаружены документы, которые составляют отдельные дела или тома дел за тот период, за который документы уже сданы в архив, то можно действовать по-разному: внести изменения рукописно в первоначальный вариант описи дел, оформить отдельный документ – дополнение к описи дел или дополнительную опись, можно даже полностью переработать опись. Объясняем, в каком порядке действовать; как составить акт об обнаружении неучтенных документов или дел; как нумеровать новые единицы хранения; оформлять лист-заверитель этих дел; как корректировать итоговую запись к годовому разделу описи дел; надо ли подписывать, согласовывать и утверждать эти изменения.

Каким образом передавать электронные документы в государственные и муниципальные архивы

Что сейчас тормозит прием-передачу электронных документов в архивные учреждения. Какая нормативная база уже есть и что ожидаем в ближайшем будущем. Как развивается работа на специальной государственной платформе «Центр хранения электронных документов» – какой прорыв в технологических решениях нас ожидает до конца 2030 года.

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 1)

В этом номере журнала рассказываем, как действовать, если дело уже сформировано, прошито, включено в уже утвержденную опись дел и передано в архив, а после этого в подразделении обнаружились документы, которые должны были быть подшиты в это дело. Объясняем, как вшить или вклеить новые листы в ранее обработанное дело, перенумеровать все листы, оформить новый лист-заверитель, что исправить на обложке дела, как отразить изменения в описи дел.

Составление описи дел (часть 3)

Показываем, как можно оформить титульный лист и предисловие к годовому разделу описи дел. Могут ли быть описаны документы разных лет в одном годовом разделе. Как отразить изменение наименования организации. Кто может составлять опись дел, кто ее должен согласовать и утвердить. Какие требования содержат Правила 2023 года, что они не конкретизируют, как в результате делают эту работу на практике. Какие элементы справочного аппарата к описи дел стоит составлять к каждому годовому разделу, а какие только после завершения описи (кроме титульного листа и предисловия могут потребоваться перечень переименований и изменения подведомственности, оглавление, список сокращений, указатели). Когда опись дел можно завершить.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 1)

Проследим преемственность учетно-справочных данных – покажем, как они «перетекают» из номенклатуры дел в описи дел и на обложку дела, как заполняются книга учета поступления и выбытия дел, лист фонда, список фондов и реестр описей дел. Сначала покажем стандартный вариант учета дел в архиве, установленный новыми архивными Правилами 2023 года, а потом разберем, как можно действовать в нестандартных ситуациях. В этом номере журнала читайте 1 часть подробной статьи, где мы разберем заполнение итоговой записи к номенклатуре дел, описи дел и обложки дел – то, что получается «на выходе» по окончании делопроизводственного года.