Как в настоящее время региональные органы власти контролируют соблюдение законодательства в области архивного дела? На каком основании они вправе это делать и какие подводные камни им мешают? Какие меры применяются к нарушителям? В этом номере журнала публикуется первая часть статьи.
Помимо федерального государственного контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела, который осуществляет Министерство культуры РФ, аналогичные проверки также проводятся и региональными органами исполнительной власти.
Полномочия региональных органов власти в области контроля за соблюдением архивного законодательства – есть проблемы!
После принятия в 2001 г. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, в который была включена статья 13.20, предусматривающая ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, Федеральной архивной службой России (Росархивом) был издан приказ от 18.02.2002 № 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Приказом был установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:
- руководитель Росархива и его заместители;
- руководители структурных подразделений Росархива и их заместители;
- руководители архивных органов субъектов РФ и их заместители;
- руководители структурных подразделений архивных органов субъектов РФ и их заместители.
Руководителям архивных органов субъектов федерации было предложено (п. 2.3) «при проведении проверок хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в т.ч. находящихся на хранении в организациях – источниках комплектования государственных архивов – в случае обнаружения нарушений архивного законодательства и правил работы архивов вносить в установленном порядке в суды протоколы о нарушениях правил хранения, комплектования, учета или использования документов».
На момент вступления КоАП РФ в силу такие указания были правомочны, поскольку в тот момент действовали Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» 1993 г.
Сейчас же и «Основы законодательства...» 1993 г., и приказ Росархива от 18.02.2002 № 18 утратили силу .
Путаница началась после проведения в 2004 г. административной реформы и принятия Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» 2, когда была фактически разрушена единая система управления архивным делом, а Росархив утратил функции контроля и надзора.
В соответствии с разграничением полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела, приведенном в ст. 4 Закона № 125-ФЗ, именно к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относится контроль за соблюдением единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов (п. 2 ч. 1 данной статьи).
В ходе же административной реформы 2004 г., результаты которой были зафиксированы в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Росархив был отнесен к такой категории федеральных органов, как федеральные агентства, а агентствам согласно реформе отводились только функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в соответствующей сфере 3. Ввиду этого функции по контролю за соблюдением норм законодательства на федеральном уровне были:
- сначала возложены на Федеральную службу 4 по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 5;
- пропуская несколько вех в истории передачи полномочий по контролю и надзору в интересующей нас сфере, отметим, что в настоящее время от имени Российской Федерации они возложены на Министерство культуры РФ 6.
При этом под функциями по контролю и надзору 7 понимается, среди прочего, осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.
В то же время, согласно ст. 16 Закона № 125-ФЗ, контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в России осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (т.е. Минкультуры России), органы государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Ситуацию немного прояснили положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором были определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в следующих областях (ст. 5):
- Осуществление регионального государственного контроля в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта РФ с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля), органов исполнительной власти субъектов РФ (уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля);
- Осуществление федерального государственного контроля при условии передачи полномочий по его проведению органам государственной власти субъектов РФ.
Чтобы органы исполнительной власти субъектов федерации могли составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к ответственности за нарушение федерального архивного законодательства по федеральному КоАП РФ, им должна быть передана часть федеральных полномочий на осуществление государственного контроля. Такие полномочия региональным органам власти до сих не...