Top.Mail.Ru

Требования пожарной безопасности к оборудованию архивов организаций

Здесь собраны существующие на данный момент требования пожарной безопасности к оборудованию архивов организаций: из федеральных законов, СНиПов, документов МЧС России, Минкультуры РФ и Правительства РФ, архивных правил 2015 года. Они касаются организации эвакуационных путей и выходов, расстановки и обработки стеллажей, установки пожаротушителей и состава инвентаря пожарных щитов, выбора автоматических систем оповещения и тушения пожара, вентиляции, соотношения площади архивохранилища к количеству хранимых бумажных дел.

«Правительствующий Сенат, слушав доношение статского советника Ивана Кирилова о сделании на Уфе провинциальной канцелярии, а особливо для старых дел архивной палатки, каменных, приказали: для опасности от пожарного случая на Уфе на провинциальную канцелярию, а особливо для старых дел на архиву 1, сделать палаты каменные со сводами и полами каменными и с затворами у дверей и у окон и с решетки железными…; тако ж и во всех губерниях и провинциях и в приписных знатных городах, для такой же опасности и сохранения от пожарного случая прежних лет дел и денежной казны, ежели где каменных палат нет, сделать по две палаты каменные, от деревянного строения не в близости, с своды и полы каменные и с затворы и двери и решетки железными, из которых бы одна была на архиву, а другая на поклажу денежной казны»

Указ Императрицы Анны Иоанновны
Правительствующему Сенату
января 27 дня 1736 года 2

Почти 280 лет назад было принято одно из первых общегосударственных решений о сохранении архивных документов от всякого пожарного случая. Хранение архивов в деревянных постройках, опасных в пожарном отношении, неоднократно в российской истории приводило к полной гибели важных в экономическом и историческом отношении документов (историкам хорошо известны так называемые «большие московские пожары» 1382, 1547, 1626, 1812 годов). Поэтому государство ввиду очевидной пожарной опасности дерева взяло на себя труд по постройке более безопасных каменных строений архивов, расположенных в необходимом удалении от деревянных построек.

С тех пор технологии хранения архивных документов шагнули далеко вперед, появились разнообразные системы автоматического пожаротушения и сигнализации, однако предупреждение пожарной опасности и соблюдение противопожарного режима были и остаются важнейшими составляющими обеспечения сохранности архивных документов, как в государственном (муниципальном) архиве, так и в «частном» архиве организации.

Предписания федеральных законов

В практической работе приходится сталкиваться с добросовестным заблуждением (даже профессионалов, работников государственных и муниципальных архивов), что в противопожарном отношении ситуация в архивах организаций – источников комплектования урегулирована достаточно хорошо известным приказом Министерства культуры РФ от 12.01.2009 № 3 «Об утверждении Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации» (далее – СППБ 2009).

Основанием для подобного мнения служит определение архива организации, содержащееся в п. 1.2 СППБ 2009, которое раскрывается в соответствии с терминологией ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ), а именно: «учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов».

Однако в предыдущем п. 1.1 СППБ 2009 прямо указан круг субъектов, на которые распространяется данный нормативный акт: «...требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения государственными и муниципальными архивами Российской Федерации (далее – архивы), их должностными лицами и работниками...». Поэтому, как бы ни были привлекательны СППБ 2009 в отношении компактности расположения и содержательности норм, касающихся обеспечения противопожарного режима в архивах, следует заключить, что они могут использоваться в архивах организаций (являются ли они источниками комплектования государственных архивов или нет) исключительно в качестве факультативного документа, призванного повысить уровень информированности архивиста, отвечающего за архив в организации, и не более того.

С 2015 года работа всех архивов организаций нашей страны, вне зависимости от принадлежности к спискам источников комплектования государственных и муниципальных архивов, хранящих документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы, регламентирована приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (далее – Правила архивов организаций 2015).

В соответствии с п. 2.15 Правил архивов организаций 2015 «обеспечение нормативных условий хранения документов включает… оснащение архивохранилищ специальным оборудованием для хранения документов; оборудование помещения архива организации средствами пожаротушения, охранной и пожарной сигнализацией; соблюдение противопожарного режима». Пункт 2.22 того же документа отсылает архивиста, работающего в архиве организации, к нормативным документам Государственной противопожарной службы МЧС России: «Противопожарный режим в зданиях, где размещается архив организации, и в архивохранилищах устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области пожарной безопасности».

Общегосударственные требования к пожарной безопасности зданий (помещений) архива, а также строительно-отделочных материалов, используемых при их строительстве или ремонте, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 1)

В этом номере журнала рассказываем, как действовать, если дело уже сформировано, прошито, включено в уже утвержденную опись дел и передано в архив, а после этого в подразделении обнаружились документы, которые должны были быть подшиты в это дело. Объясняем, как вшить или вклеить новые листы в ранее обработанное дело, перенумеровать все листы, оформить новый лист-заверитель, что исправить на обложке дела, как отразить изменения в описи дел.

Составление описи дел (часть 3)

Показываем, как можно оформить титульный лист и предисловие к годовому разделу описи дел. Могут ли быть описаны документы разных лет в одном годовом разделе. Как отразить изменение наименования организации. Кто может составлять опись дел, кто ее должен согласовать и утвердить. Какие требования содержат Правила 2023 года, что они не конкретизируют, как в результате делают эту работу на практике. Какие элементы справочного аппарата к описи дел стоит составлять к каждому годовому разделу, а какие только после завершения описи (кроме титульного листа и предисловия могут потребоваться перечень переименований и изменения подведомственности, оглавление, список сокращений, указатели). Когда опись дел можно завершить.

Каким образом передавать электронные документы в государственные и муниципальные архивы

Что сейчас тормозит прием-передачу электронных документов в архивные учреждения. Какая нормативная база уже есть и что ожидаем в ближайшем будущем. Как развивается работа на специальной государственной платформе «Центр хранения электронных документов» – какой прорыв в технологических решениях нас ожидает до конца 2030 года.

Что делать, если опись дел утрачена?

Разбираем ситуацию, когда единицы хранения на месте, но отсутствует учетный документ – годовой раздел описи дел, по которому они были переданы в архив организации. Показываем алгоритм действий для источников и неисточников комплектования: где искать опись и как восстановить документ, если его все-таки не нашли, что отразить в предисловии к описи.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 1)

Проследим преемственность учетно-справочных данных – покажем, как они «перетекают» из номенклатуры дел в описи дел и на обложку дела, как заполняются книга учета поступления и выбытия дел, лист фонда, список фондов и реестр описей дел. Сначала покажем стандартный вариант учета дел в архиве, установленный новыми архивными Правилами 2023 года, а потом разберем, как можно действовать в нестандартных ситуациях. В этом номере журнала читайте 1 часть подробной статьи, где мы разберем заполнение итоговой записи к номенклатуре дел, описи дел и обложки дел – то, что получается «на выходе» по окончании делопроизводственного года.