Top.Mail.Ru

Автоматизация работы с договорами при помощи Excel или Access (часть 1)

Показан опыт агрохолдинга по ведению реестра договоров в Excel или Access, которые есть на большинстве офисных компьютеров в составе MS Office. Из первой части статьи вы узнаете: какие задачи это поможет решить; какие данные фиксировать в реестре о договорах и их допсоглашениях, спецификациях и т.п. сопутствующих документах; как можно цветом и заливкой ячеек выделять копии и договоры, расторгнутые раньше срока; как настроить выбор вида договора из выпадающего списка; как можно автоматически заполнять срок хранения в зависимости от вида договора; как добавить цветовую идентификацию договоров по срокам хранения.
Начало статьи. Окончание в № 05 / 2019
Начало статьи. Окончание в № 05 / 2019

Эффективную систематизацию договоров в агрохолдинге мы составляем из трех «пазлов»: номенклатура дел, систематизация договоров внутри дела, электронный реестр (журнал, база данных).

Номенклатура договоров и сроки хранения

Номенклатура дел договоров – систематизированный перечень групп договоров с указанием сроков их хранения. Она разрабатывается на основе Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее – Перечень 2010 года).

В Примере 1 показаны лишь некоторые дела с договорами, которые формируются в разных структурных подразделениях.

Пример 1. Фрагмент номенклатуры дел

Разделы номенклатуры договоров разрабатываются структурными подразделениями, а сводная номенклатура организации – отделом, осуществляющим документационное обеспечение управления. Сводный документ утверждается руководителем организации. Номенклатура устанавливает сроки хранения договоров, после истечения которых они могут быть уничтожены.

Обратите внимание на срок хранения трудовых договоров (отмечено «!» в Примере 1). По ст. 657 Перечня 2010 года он составляет 75 л. ЭПК. Но документом более высокого ранга – Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле, Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ) – он дифференцируется в зависимости от даты окончания делопроизводством:

  • если работник был уволен в период по 31.12.2002 включительно, то трудовой договор с ним (экземпляр работодателя) должен храниться 75 лет;
  • а если человек уволился позже – то 50 лет.

Данные положения не сразу появились в упомянутом законе – он «помнит» 2 варианта формулировок в ст. 22.1. В номенклатуре дел у трудовых договоров в графе 4 надо ссылаться на ст. 22.1 Закона об архивном деле, а не на последний закон, который вносил изменения в эту статью, и не на Перечень 2010 года.

Большинство договоров в Перечне 2010 года имеют 5-летний срок хранения после истечения срока действия договора. Поэтому его ст. 436, которая предназначена для договоров / соглашений, не указанных в отдельных статьях Перечня 2010 года, содержит срок хранения «5 лет ЭПК после истечения срока действия договора, соглашения». Но есть, конечно же, договоры, которым установлен иной срок хранения, в т.ч. постоянный.

Обратите внимание на то, что срок хранения по правилам архивного дела исчисляется с 1 января года, следующего за тем, в котором договор был исполнен 1 (прекратилось его действие), с учетом всех дополнительных соглашений. Проиллюстрируем сказанное:

Пример 2

Некий договор аренды транспортного средства заключен 10 января 2018 года и действует до 10 января 2019 года. Срок хранения такого договора согласно Перечню 2010 года – 5 лет после истечения срока действия (ст. 826). По архивным правилам он отсчитывается с 1 января 2020 года:

  • 1-й год хранения – 2020-й;
  • 2-й год хранения – 2021-й;
  • 3-й год хранения – 2022-й;
  • 4-й год хранения – 2023-й;
  • 5-й год хранения – 2024-й;
  • и только начиная с января 2025 года этот договор можно уничтожить.

Но усложним задачу: допустим, 20 декабря 2018 года было заключено дополнительное соглашение, которое продлило действие договора до 20 декабря 2020 года. В этом случае срок хранения договора будет отсчитываться уже с 1 января 2021 года и заканчиваться 31 декабря 2025 года (в 2026 году его можно будет уничтожить).

Сложность организации хранения договоров обусловлена наличием дополнительных соглашений / спецификаций / соглашений о расторжении или продлении срока действия основного документа. Хранение дополнительных соглашений отдельно от базовых договоров затрудняет поиск, исчисление срока действия, а значит, и определение контрольной даты, с которой исчисляется срок хранения договора. Поэтому целесообразно хранить договоры вместе с их неотъемлемыми частями в мини-досье.

Среди договоров временного (до 10 лет включительно) и долговременного (свыше 10 лет) сроков хранения нужно выделить документы с неопределенным сроком действия и / или с автоматической пролонгацией на каждый последующий год, которые фактически могут храниться вечно.

Упорядочение договоров внутри дел и изъятие договоров, закончивших свое действие

Кроме группировки документов в дела (папки), важным элементом эффективной системы хранения является упорядочение договоров с их приложениями внутри дел.

Внутри папки они могут быть разложены по видам, датам подписания, алфавиту наименований контрагентов, структурным подразделениям, в которых создаются документы, и пр. Удобной является комбинация двух признаков систематизации, например:

  • сначала «номинальный», если в одно дело собираются договоры разных видов с одинаковым сроком хранения: договоры поставки товаров, аренды транспортных средств,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

«Библиотека знаний»: как создать и использовать (часть 1)

Создание малобюджетных систем обучения, библиотек или баз знаний – один из заметных трендов не только в крупных корпорациях, но и среднем и малом бизнесе. Из статьи вы узнаете, какие задачи способна решить «библиотека знаний», какую обучающую информацию и в какой форме лучше включать (по видам документов и способам представления информации), где это формировать. В этой 1-й части статьи рассказываем о стандартах, памятках, чек-листах, регламентах и инструкциях (а во 2-й части статьи в следующем номере журнала будут шаблоны документов, презентаций, действий, скрипты разговоров, видеоролики и др.).

Программа «МойОфис.Текст» вместо MS Word: как получить и использовать

Где можно бесплатно скачать отечественные программы «МойОфис.Текст» и «МойОфис.Таблица» (аналоги MS Word и Excel). Для кого лицензия все-таки будет платной. Чтобы показать схожесть интерфейсов и основных функций отечественного текстового редактора с Word`ом, объяснили, как в нем можно создать и отформатировать служебное письмо, как сохранить файл. В «МойОфис.Текст» можно открывать вордовские файлы либо копировать их содержимое. Поможем вам скачать бесплатные шрифты семейства ХО_Fonts – метрические аналоги основных импортных шрифтов.

Ассортимент ИТ-решений для контроля исполнения поручений руководителя

Предлагаем вам обзор доступных сейчас программ для автоматизации проведения совещаний, контроля исполнения поручений, сбора статусов по задачам, формирования итоговой отчетности об исполнительской дисциплине. Как можно поделить зоны ответственности по контролю исполнения поручений между службой делопроизводства и личными помощниками руководителей (в крупных и малых организациях). Как помощнику (секретарю) преодолевать саботаж исполнителей, которым не нравится идея отчитываться перед ним о проделанной работе.

Какого «офисного» ПО мы лишаемся, и на что его заменить

Почему России необходимо суверенное информационное пространство. Какие последние шаги сделаны в этом направлении. Где иностранное ПО уже запретили. Список аналогов, на которые Минцифры России рекомендует переходить (мессенджеры и соцсети, программы для видеоконференций, антивирусы, редакторы документов, почтовые сервисы, браузеры, сервисы бронирования жилья, вызова такси, заказа авиабилетов и др.). На какие отечественные бесплатные шрифты переходить с популярных Times New Roman, Arial и др. шрифтов американской компании Monotype.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Как перенести таблицу из Excel в Word

В Excel удобно делать расчеты и диаграммы, а в Word – составлять документы (планы, отчеты, акты, письма и др.), оформляя их по всем правилам. Можно объединить сильные стороны этих программ, заглатывая в Word таблицы и диаграммы, созданные в Excel: в виде картинки (которую уже нельзя будет изменить), в виде текстовой таблицы или просто текста (их можно будет доформатировать в Word) или даже с установкой связи между исходным объектом в Excel и транслируемым в Word (тогда при изменении в Excel объект в Word будет синхронизироваться автоматически). Эти удобные варианты копирования объясняем на примерах.

Контроль исполнения поручений в MS Excel

Автор напоминает основные принципы организации контроля исполнения поручений, а потом подробно объясняет, как удобнее автоматизировать эту работу с использованием стандартных возможностей MS Excel (какие поля в таблице регистрационной формы пригодятся, как настроить фильтрацию данных и пользоваться ею, какие сведения удобно выделять автоматически). Статья особенно пригодится тем, кому на покупку специализированного программного обеспечения для автоматизации делопроизводства денег пока не дают.

Создаем «умные» бланки документов в MS Word (часть 2)

Иллюстрированная пошаговая инструкция создания шаблона документа в Word для служебного документа (на примере письма): как лучше внести неизменные реквизиты и те, что оформляются исполнителями; как защитить от удаления исполнителями обязательные реквизиты документа; как заложить подсказки и примеры оформления реквизитов в сам бланк; включить закладки для определения координат отметки об электронной подписи и штампа с датой и регистрационным номером документа, присваиваемые в СЭД; разместить отметку об исполнителе внизу последнего листа документа, на сколько бы страниц он ни получился; задать правильную нумерацию страниц (начиная со 2-й).