Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Ответственность за несоблюдение мер профилактики COVID-19

Большая часть обязанностей работодателей по борьбе с коронавирусом прописана:

  • в нормативных правовых актах региональных властей 1 и
  • рекомендациях Роспотребнадзора.

Нет отдельного закона о профилактике коронавируса и не принято каких-либо новых санитарных правил по предотвращению распространения COVID-19. Возникает вопрос: имеют ли юридическую силу действующие в настоящий момент требования к профилактике COVID-19? Отвечая на него, следует отметить, что в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» все работодатели, в т.ч. индивидуальные предприниматели, обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц Роспотребнадзора;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья людей;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Конкретное содержание перечисленных обязанностей как раз и раскрывается в региональных и местных нормативных правовых актах, а также разъяснениях Роспотребнадзора.

Мнение эксперта

Добавим, что сам Роспотребнадзор в письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 заявил, что его рекомендации нормативными правовыми актами не являются, т. к. носят рекомендательный характер, и ответственность за их неисполнение организациями и гражданами законодательством не предусмотрена. Но в этом же письме ведомство пояснило, что санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 2 , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, являются обязательными. За их неисполнение работодатель понесет административную ответственность.

Перечислим обязанности, установленные СП 3.1.3597-20 (п. 4.4) для организаций и ИП на федеральном уровне. Так, необходимо:

1) обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха, создать запас дезинфицирующих средств, ограничить или отменить выезд за пределы территории РФ; а для предприятий общественного питания, объектов торговли, транспорта отдельно прописана обязанность организовать дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

2) организовать при приходе на работу выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний;

3) использовать меры социального разобщения – временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товарами первой необходимости), переход на дистанционный режим работы;

4) ограничить или отменить проведение массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Если изучить рекомендации Роспотребнадзора, то можно заметить, что многие из них раскрывают обязательные требования санитарно-эпидемиологических правил, предлагая гражданам и компаниям меры по их выполнению.

Например, в п. 4.4 СП 3.1.3597-20 прописано, что организации и ИП должны обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях. А в письмах Роспотребнадзора, к которым приложены рекомендации, эта обязанность расшифрована. Так, в письме от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 ведомство разъясняет, что нужно делать «качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия 3, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т. п.), во всех помещениях – ​с кратностью обработки каждые 2 часа».

Также необходимо учитывать, что региональные акты могут устанавливать дополнительные обязанности работодателей, за невыполнение которых они понесут ответственность. В частности, согласно Требованиям к организациям и ИП г. Москвы работодатели с 12.05.2020 должны обеспечить соблюдение рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции Роспотребнадзора и его территориальных подразделений (п. 2.8).

То есть региональные власти прямо обязали московских работодателей выполнять рекомендации Роспотребнадзора! Аналогичные требования могут содержаться и в других региональных актах. Так что внимательно ознакомьтесь с ними.

Но встречаются и эксклюзивные требования региональных властей, например московские работодатели должны:

1) проводить тестирование работников на коронавирус каждые 15 дней в отношении не менее 10% персонала;

2) перевести на дистанционный режим работы:

  • 30% сотрудников;
  • всех работников старше 65 лет и работников, имеющих хронические заболевания.

 Это требование было введено указом мэра Москвы от 01.10.2020 № 96-УМ сначала на период с 05.10.2020 по 28.10.2020, потом его действие пролонгировалось.

Так что вы можете отказаться от соблюдения каких-то рекомендаций Роспотребнадзора (или выполнять их частично), но перед этим уточните:

1) не являются ли они «расшифровкой» обязательных норм, а также

2) не потребовали ли местные власти вас их выполнять.

Придя с проверкой к вам в организацию, проверяющие спросят, как исполняются (либо исполнялись) требования. И доказать их проведение можно только подтверждающими документами.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Отпуск за свой счет: правила предоставления и оформление документов

Кто имеет право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя, а просто уведомив его? На какой срок можно уйти в такой отпуск? Как досрочно прекратить отпуск без сохранения заработной платы и можно ли из него отозвать? Оплачивается ли сотруднику больничный, если он «выпал» на этот период? Могут ли его уволить? Показываем документальное оформление такого отпуска: образцы заявления, приказа о его предоставлении, заполнения личной карточки и табеля учета рабочего времени.

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Процедура привлечения к работе в выходные и праздники

Грядут майские праздники. Мы поэтапно описали процедуру привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (с образцами приказа и заявления). Объяснили, для кого действует особый порядок. Дали варианты компенсации за работу в такие дни: двойной размер оплаты или отгул. По ходу описания правильной процедуры отметили распространенные ошибки, которые чаще всего допускают работодатели, и объяснили, сколько они будут «стоить» в случае их выявления.

Как оформить приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность?

Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность всей организации? И как оформить такой приказ? Кто кроме него и за что может отвечать в данной сфере? Почему их ответственность лучше закрепить отдельным приказом? По каким поводам и как часто переиздавать эти приказы? Как правильно оформлять на них отметки об ознакомлении? Какое обучение должны пройти эти люди?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Оформление приказа

Правила оформления реквизитов приказа описаны с учетом изменений, внесенных новым ГОСТ Р 7.0.97-2016 по оформлению ОРД. Детально описано и показано: как оформить бланк приказа, дату и регистрационный номер, гриф ограничения доступа; сформулировать текст и заголовок к нему; разобраться со сроками исполнения и ответственными исполнителями; по-новому оформить отметку о наличии приложений и данные о разработчике проекта приказа.