Top.Mail.Ru

Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Ответственность за несоблюдение мер профилактики COVID-19

Большая часть обязанностей работодателей по борьбе с коронавирусом прописана:

  • в нормативных правовых актах региональных властей 1 и
  • рекомендациях Роспотребнадзора.

Нет отдельного закона о профилактике коронавируса и не принято каких-либо новых санитарных правил по предотвращению распространения COVID-19. Возникает вопрос: имеют ли юридическую силу действующие в настоящий момент требования к профилактике COVID-19? Отвечая на него, следует отметить, что в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» все работодатели, в т.ч. индивидуальные предприниматели, обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц Роспотребнадзора;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья людей;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Конкретное содержание перечисленных обязанностей как раз и раскрывается в региональных и местных нормативных правовых актах, а также разъяснениях Роспотребнадзора.

Мнение эксперта

Добавим, что сам Роспотребнадзор в письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 заявил, что его рекомендации нормативными правовыми актами не являются, т. к. носят рекомендательный характер, и ответственность за их неисполнение организациями и гражданами законодательством не предусмотрена. Но в этом же письме ведомство пояснило, что санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 2 , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, являются обязательными. За их неисполнение работодатель понесет административную ответственность.

Перечислим обязанности, установленные СП 3.1.3597-20 (п. 4.4) для организаций и ИП на федеральном уровне. Так, необходимо:

1) обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха, создать запас дезинфицирующих средств, ограничить или отменить выезд за пределы территории РФ; а для предприятий общественного питания, объектов торговли, транспорта отдельно прописана обязанность организовать дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

2) организовать при приходе на работу выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний;

3) использовать меры социального разобщения – временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товарами первой необходимости), переход на дистанционный режим работы;

4) ограничить или отменить проведение массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Если изучить рекомендации Роспотребнадзора, то можно заметить, что многие из них раскрывают обязательные требования санитарно-эпидемиологических правил, предлагая гражданам и компаниям меры по их выполнению.

Например, в п. 4.4 СП 3.1.3597-20 прописано, что организации и ИП должны обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях. А в письмах Роспотребнадзора, к которым приложены рекомендации, эта обязанность расшифрована. Так, в письме от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 ведомство разъясняет, что нужно делать «качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия 3, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т. п.), во всех помещениях – ​с кратностью обработки каждые 2 часа».

Также необходимо учитывать, что региональные акты могут устанавливать дополнительные обязанности работодателей, за невыполнение которых они понесут ответственность. В частности, согласно Требованиям к организациям и ИП г. Москвы работодатели с 12.05.2020 должны обеспечить соблюдение рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции Роспотребнадзора и его территориальных подразделений (п. 2.8).

То есть региональные власти прямо обязали московских работодателей выполнять рекомендации Роспотребнадзора! Аналогичные требования могут содержаться и в других региональных актах. Так что внимательно ознакомьтесь с ними.

Но встречаются и эксклюзивные требования региональных властей, например московские работодатели должны:

1) проводить тестирование работников на коронавирус каждые 15 дней в отношении не менее 10% персонала;

2) перевести на дистанционный режим работы:

  • 30% сотрудников;
  • всех работников старше 65 лет и работников, имеющих хронические заболевания.

 Это требование было введено указом мэра Москвы от 01.10.2020 № 96-УМ сначала на период с 05.10.2020 по 28.10.2020, потом его действие пролонгировалось.

Так что вы можете отказаться от соблюдения каких-то рекомендаций Роспотребнадзора (или выполнять их частично), но перед этим уточните:

1) не являются ли они «расшифровкой» обязательных норм, а также

2) не потребовали ли местные власти вас их выполнять.

Придя с проверкой к вам в организацию, проверяющие спросят, как исполняются (либо исполнялись) требования. И доказать их проведение можно только подтверждающими документами.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Об «одиноких» подписях на последней странице документа

Если при составлении акта подписи не помещаются на одном листе, то правильно ли помещать весь текст на первом листе, а на втором оформлять только подписи? Или лучше 1–2 строки текста акта все-таки разместить на втором листе перед подписями? Но тогда на первом листе внизу будет большое пустое нижнее поле. Как правильнее? Аналогичный вопрос часто возникает и с другими документами, например с приказами и письмами.

Ознакомление с приказами

С какими разновидностями приказов работодатель обязан ознакомить работника в силу требований ТК РФ и других нормативных правовых актов. А с какими не обязан, но это лучше сделать в интересах самого работодателя. Как можно закрепить эту обязанность во внутренних нормативных документах организации. Показаны варианты оформления ознакомления как в рукописном виде на бумажном документе, так и в электронном виде.

Ознакомление работников с приказом, отменяющим предыдущий

Был издан приказ, и с ним были ознакомлены сотрудники под подпись (собственноручную). Потом потребовалось отменить первоначальный приказ. Надо ли на отменяющем приказе оформить подписи об ознакомлении тех же лиц, что были ознакомлены с первым (отмененным) приказом?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Приказ об увольнении: все тонкости оформления

В этом номере журнала читайте 1 часть статьи, чтобы узнать: какие формы приказа о прекращении трудового договора можно использовать? как разработать свою? какие статистические коды можно задействовать? когда рядом с полным наименованием работодателя надо указывать сокращенное? как можно сократить длинное наименование документа из унифицированной формы № Т-8 Госкомстата РФ «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение)»? как правильно заполнять даты издания приказа, увольнения работника и его ознакомления с этим документом? как в форму № Т-8 Госкомстата РФ вписывать сведения о факте прекращения трудового договора и увольнении, как при этом понимать фразу «ненужное зачеркнуть»?