Какова зона действия нового нормативного документа, вступившего в силу в июне 2018 года? Все ли организации теперь обязаны создавать у себя экспертную комиссию (ЭК)? И кто должен войти в ее состав? Какие из перечисленных функций ЭК вызывают недоумение? В завершение рассмотрена ситуация изменения сроков хранения документов, которые были им назначены ранее ЭК собственной организации (можно ли это делать «задним числом», править ли номенклатуру дел).
Двоевластие?
29.06.2018 вступило в силу «Примерное положение об экспертной комиссии организации», утвержденное приказом Росархива от 11.04.2018 № 43 (зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2018) 1.
Это не первый нормативный правовой акт, регламентирующий работу экспертных комиссий. Приказом Росархива от 19.01.1995 № 2 было утверждено «Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия» 2.
Когда новый нормативный документ сменяет старый, то предыдущий признается утратившим силу – такой пункт включают в приказ, утверждающий новый нормативный документ (либо такая норма включается в другой документ). Но пока этого сделано не было!
Такой подход можно было бы объяснить разной зоной действия этих «братских» Положений, но у них есть пересечение:
- если новое Положение распространяется на все организации России,
- то старое Положение предписывало организовать разработку на основе себя индивидуального положения об экспертной комиссии (ЭК) только организациям – источникам комплектования Архивного фонда РФ. А все остальные имели право создавать ЭК, и если такой орган в организации появлялся, то в его работе следовало руководствоваться старым Положением (это отражено в сноске ).
Можете сами в этом убедиться, взглянув на оба документа. Интересующие нас фрагменты выделены курсивом:
Все ли организации обязаны создавать ЭК?
Главный вопрос, который возникает при изучении нового Положения: все ли организации обязаны создавать экспертные комиссии или без этого совещательного органа при руководителе организации можно прожить? К сожалению, новое Положение четко не разъясняет этот вопрос, и он повисает в воздухе!
Состав ЭК
Недоумение вызывает и состав ЭК, предписываемый новым Положением:
- возглавить ЭК должен один из заместителей руководителя организации. Что делать тем несчастным компаниям, у которых нет в наличии ни одного заместителя руководителя? Срочно вводить эту должность в штатное расписание?
- можно было бы удивиться, зачем организациям, которые не являются источниками комплектования ни государственного, ни муниципального архива, включать в состав своих ЭК их представителей. Но в п. 4 нового Положения есть спасающая ситуацию оговорка о том, что это делается по согласованию сторон.
Фрагмент документа
Пункт 4 Примерного положения об экспертной комиссии организации (утв. приказом Федерального архивного агентства от 11.04.2018 № 43)
4. Персональный состав ЭК определяется приказом руководителя организации.
В состав ЭК включаются: председатель комиссии, секретарь комиссии, представители службы делопроизводства и архива, основных структурных подразделений организации, государственного или муниципального архива, источником комплектования которого выступает организация (по согласованию).
Председателем ЭК назначается один из заместителей руководителя организации.