Top.Mail.Ru

Централизованный или децентрализованный способ ведения делопроизводства – что выбрать и как организовать?

Какие факторы влияют на выбор способа ведения делопроизводства в организации (централизованного службой ДОУ, децентрализованного силами подразделений и смешанного). Как при смешаной форме можно поделить ответственность между подразделениями за выполнение основных видов работ с разными документами. Особенно детально описали технологию получения входящих документов одним подразделением и их регистрацию другим (алгоритм действий при разных условиях, фиксация факта передачи между подразделениями, оформление отметки на документе о его поступлении в организацию и более позднее присвоение входящего номера). И как все это регламентировать.

В каждой организации возникает вопрос о выборе способа (формы) ведения делопроизводства:

  • централизованно,
  • децентрализованно или
  • смешанный вариант, когда одни работы лучше выполнять централизованно, а другие децентрализованно.

Аналогичный вопрос может возникнуть при масштабных структурных преобразованиях в организации.

Факторы, влияющие на выбор способа ведения делопроизводства

Факторы, которые влияют на выбор того или иного способа ведения делопроизводства, следующие:

  • штатная численность организации, ее структура;
  • штатная численность службы документационного обеспечения управления 1;
  • общий объем документооборота, наличие отраслевой документации;
  • технологии ведения управленческой и отраслевой документации.

Рассмотрим подробнее каждый фактор.

Штатная численность и структура организации

Как мы знаем, штатная численность работников конкретной организации формируется в целях качественного, своевременного и эффективного выполнения функций, возложенных на нее. Формирование штатной численности организации напрямую зависит:

  • от структуры организации;
  • от того, какие подразделения создаются для выполнения установленных функций;
  • например, для расчета штатной численности государственных органов такими показателями могут выступать количество обслуживаемых граждан и организаций, а также временные затраты на выполнение функциональных операций.

На уровне подразделения нагрузка рассчитывается на 1 работника 2, далее определяется численность конкретного подразделения.

Чем больше сотрудников, тем сложнее структура организации. Как правило, она включает следующие подразделения:

  • базовые структурные подразделения, которые функционируют в каждой организации, такие как бухгалтерия, экономическая служба, кадровая, юридическая, служба ДОУ, служба информационных технологий, административно-хозяйственная служба;
  • функциональные структурные подразделения – их состав напрямую зависит от вида деятельности, которую осуществляет организация:
    • целью деятельности частной организации, как правило, является получение прибыли (благодаря производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ), поэтому в ее структуре могут быть такие подразделения, как планово-экономические, производственные, маркетинговые и т.п.;
    • цели деятельности государственных и муниципальных организаций устанавливаются нормативными правовыми актами на федеральном, региональном или муниципальном уровне соответственно. В структуре государственных организаций создаются структурные подразделения по функциональному признаку, например для органов Социального фонда России 3 функциональными являются подразделения по установлению и выплате пенсий и социальных выплат, ведению персонифицированного учета и т.д. В сфере деятельности государственных органов распространенным является установление типовой структуры ведомства на федеральном уровне.

По объему штата работников организации можно разделить на 5 основных групп:

  • до 30 работников,
  • от 30 до 100 работников,
  • от 100 до 500 работников,
  • от 500 до 1 000 работников,
  • свыше 1 000 работников.

Влияние этого фактора на выбор способа ведения делопроизводства прямое. По сути чем больше штатная численность, тем больше участников процессов делопроизводства (инициаторов и исполнителей документов, согласующих лиц, больше объем переписки и т.д.). Чем сложнее структура организации, тем сложнее организация документопотоков, документационное взаимодействие структурных подразделений и формирование номенклатуры дел.

Также на выбор способа ведения делопроизводства, несомненно, влияет наличие удаленных рабочих мест. Например, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области 4, действуя в качестве единого юридического лица на территории Тверской области, имеет представительные структурные подразделения в 36 округах, районах области, в т.ч. в административном центре – городе Твери. В условиях сложной структуры организации и территориальной разобщенности подразделений применение децентрализованного либо смешанного подхода ведения делопроизводства является не просто обоснованным, а жизненно необходимым. При таком подходе сохраняются кадры в районах, не требуются дополнительные помещения для размещения работников на одной территории (в едином помещении), у граждан и организаций имеется возможность обратиться в орган по месту жительства.

Штатная численность службы ДОУ

Штатная численность работников службы ДОУ может рассчитываться с учетом общей штатной численности работников организации и объема годового документооборота. Следует также учитывать и функциональные обязанности службы ДОУ (которые могут включать нестандартные для нее задачи). Они устанавливаются Положением о службе ДОУ и должностными инструкциями ее работников, например:

  • свод и ведение комплексных планов и отчетности,
  • формирование поздравлений с государственными праздниками,
  • выполнение функций помощника руководителя,
  • общая экспертиза проектов документов и др.

В государственных учреждениях количество штатных единиц подразделений, которые обслуживают функциональную деятельность организации, не может превышать установленного процента от общей штатной численности работников. Например, для отделений СФР такой норматив установлен распорядительным документом в соотношении:

  • 70% (не менее) функциональных подразделений
  • к 30% (не более) базовых.

Объем и состав документооборота

Фактор объема документооборота существенно влияет на выбор формы ведения делопроизводства, особенно если в деятельности организации образуется отраслевая документация. Лучше разделять ведение всего объема документов:

  • на документы по основной деятельности, образующиеся в результате управленческой деятельности, и
  • отраслевые.

К документам, образующимся в результате управленческой деятельности, например, можно отнести:

  • организационно-распорядительные,
  • кадровые,
  • бухгалтерские,
  • договорные,
  • обращения граждан.

Работа даже с этими группами документов ведется разными структурными подразделениями, имеет свою специфику, т.е. фактически применяется смешанная форма ведения делопроизводства. Служба ДОУ осуществляет организацию, координацию и контроль делопроизводства организационно-распорядительной документации, кадровая служба – ведение кадрового делопроизводства, бухгалтерия – занимается документами первичного бухгалтерского учета и отчетности, юридическая (или иная) служба – договорными документами. Как правило, перечисленные выше службы работают со своими документами в специализированных информационных системах и требуют специфической квалификации, знаний и опыта работы.

В свою очередь, ведение делопроизводства отраслевой документации нужно также осуществлять отдельно от общего делопроизводства...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Расчет численности и повышение производительности службы ДОУ

На какие утвержденные Минтрудом России нормативы времени на выполнение работ по документационному обеспечению управления можно опереться. Как их можно свести в таблицу Excel для удобства расчета необходимой численности службы ДОУ (исходя не просто из общего объема документооборота за год, а из трудоемкости выполняемых операций). Поднять производительность труда можно за счет повышения мотивации персонала, а также устранения потерь путем внедрения приемов бережливого производства в службу ДОУ. Подсказываем, что можно сделать в этих направлениях.

Приёмы дебюрократизации делопроизводства

Показываем приёмы оптимизации делопроизводственных процессов на примере работы с входящим электронным письмом (сначала описываем «громоздкий» процесс – кто что в каком порядке делает, а потом как этот процесс можно ускорить, упростить, автоматизировать). В табличной форме систематизируем проблемы «забюрократизированного» делопроизводства и методы их «лечения». Объясняем, как можно провести аудит локальных нормативных актов организации и потом оптимизировать их, чтобы обеспечить работников удобными инструкциями и регламентами. На тему работы с человеческим фактором тоже даем некоторые советы.

Часть документов может регистрироваться в юридическом департаменте

Обычно служба делопроизводства централизованно регистрирует все документы и потом направляет их на рассмотрение руководству либо напрямую на исполнение в подразделения. Какие классификаторы в этом могут помочь. Какие документы вообще не принято регистрировать. Как закрепить децентрализованную регистрацию определенных документов непосредственно в подразделениях-исполнителях. Отвечаем на вопрос читателя на примере юридического департамента.

Анализ нормативной базы по делопроизводству в организации – работа над ошибками

Какие локальные нормативные акты организации обычно регламентируют работу с бумажными и электронными оригиналами и копиями документов, в т.ч. в СЭД. Как их анализировать – даем перечень распространенных ошибок, который поможет и вам вычистить их в регламентирующих документах своей организации. Зачем и как конструировать матрицу ответственности и пользовательские инструкции (в дополнение к руководству пользователя СЭД).

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Отметка о поступлении и отметка о вручении документа – разные вещи

Делопроизводственный реквизит «отметка о поступлении документа» в организацию (с входящим номером) кардинально отличается от юридической отметки о получении / вручении документа (с подписью): как по назначению, так и по составу элементов (общая у них только дата). Показываем несколько вариантов их оформления. Обязана ли организация-получатель ставить их на экземпляре отправителя. Как убедить суд в факте вручения документа адресату при его отправке курьером, через «Почту России» или по электронной почте.

Регистрация документов

Какими бывают регистрационные номера по назначению и структуре (речь идет про индекс автора и входящий номер, присваиваемый получателем). Как их оформлять на самих документах. Какие сведения фиксировать в журналах регистрации для входящих, исходящих и внутренних документов. Какие сроки регистрации надо соблюдать (считаем от даты поступления документа в организацию). Какие документы подлежат регистрации, а какие нет. Как применение СЭД влияет на процесс регистрации. Некоторые из описанных в статье правил касаются исключительно госорганов и госорганизаций. Остальные их соблюдать не обязаны, но могут следовать этой продуманной технологии работы.