Когда заходит речь об оспаривании сделок в банкротстве, то в сознании сразу всплывают многоступенчатые схемы по выводу активов компании-должника, продажа имущества по заниженной цене, выдача займов учредителям и другим аффилированным лицам и иные подобные недобросовестные действия. Однако на практике бывают случаи, когда управляющий или кредиторы начинают оспаривать вполне безобидные сделки, связанные с расчетами за реально поставленные товары / оказанные услуги. Ответчиком в таких спорах может стать любая компания или предприниматель, которые работали с должником незадолго до принятия судом заявления о банкротстве. Рассматриваем основания для оспаривания сделок, совершенных в преддверии банкротства. Даем рекомендации, как защищаться добросовестным контрагентам, если им вдруг «прилетело» заявление об оспаривании сделок. Анализируем судебную практику по данному вопросу и делаем выводы, которые пригодятся, если столкнетесь с подобным оспариванием. В частности, рассказываем о сальдо встречных требований – практике, которую Верховный Суд РФ в последнее время активно развивает. Приводим и другие аргументы, которые помогут контрагентам должника защитить свои интересы.
Основание для оспаривания сделки
Банкротство контрагента может случиться неожиданно. Вы работали с компанией, получали от нее оплату без задержек и в полном объеме и вдруг совершенно случайно через сайт с картотекой арбитражных дел (КАД) узнаете, что в отношении контрагента возбуждено дело о банкротстве. Потенциальные кредиторы вовсю включаются в реестр, а арбитражный управляющий уже пачками забрасывает в суд заявления об оспаривании сделок должника.
Так, в конце 2019 г. большинство компаний и предпринимателей Сибири и Алтая, работающих в ритейле, неожиданно оказались в очень неприятной для себя ситуации. Незадолго до Нового года они получили от арбитражного управляющего банкротящегося ООО «Компании Холидей» (сеть супермаркетов) требования о возврате в конкурсную массу должника всех полученных от него денежных средств за поставленные товары. Суммы возврата варьировались от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей в отношении одной компании-контрагента. Однако в общей сложности подобных платежей арбитражный управляющий насчитал около 6 миллиардов рублей!
Основанием для оспаривания сделок стали нормы абз. 3 п. 1 ст. 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1. Если платежи были совершены менее чем за месяц до принятия судом заявления о банкротстве должника или непосредственно после принятия такого заявления, то платеж может быть оспорен в рамках банкротного дела.
Помимо даты совершения платежа управляющему или кредитору необходимо также доказать, что у должника были иные неисполненные обязательства перед другими контрагентами, т. е. оспариваемый платеж оказал необоснованное предпочтение одному из кредиторов. Если компания оказалась в предбанкротном состоянии, то подтвердить, что у нее на момент совершения оспариваемой сделки были иные неисполненные обязательства перед другими контрагентами, несложно.
Повышает риски признания сделки недействительной и наличие «нетипичных» условий в сделке. Например, оплата со значительной отсрочкой платежа.
Как защищаться в подобной ситуации потенциальным ответчикам?
Согласно п. 2 ст. 61.4 Закона о банкротстве сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей не могут быть оспорены, если они совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности. А чтобы сделка была признана совершенной в рамках обычной хозяйственной деятельности необходимо наличие следующих факторов:
1) цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых...