Top.Mail.Ru

Публичные сервисы для проверки контрагентов

У вашего потенциального контрагента может быть красивый сайт, офис в центре города и представитель в дорогом костюме. По факту же картина может быть совсем иной: за аренду офиса скопился большой долг, директор в бегах, а у представителя нет надлежащих полномочий на подписание договора. Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми. Например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета или признать понесенные по сделкам с данным партнером расходы в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. По мнению ФНС России, задача добросовестного налогоплательщика – ​самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел. В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ведомство рекомендовало налогоплательщикам в целях проявления должной осмотрительности пользоваться общедоступными электронными сервисами. В этой статье познакомим вас с сервисами, в которых можно проверить сведения о госрегистрации организации (ИП), полномочия представителей, является ли адрес регистрации массовым, а также финансовое состояние, наличие налоговой задолженности, судебных взысканий и др. В вашем распоряжении будут ссылки на 19 сервисов и детальные инструкции, как ими пользоваться.

Государственная регистрация

1. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП в электронном виде (egrul.nalog.ru)

Если ваш контрагент – ​юрлицо или ИП, то для начала посмотрите, прошел ли он госрегистрацию. При проверке организации также надо проверить сведения о его директоре, участниках и последней редакции устава. Для этого достаточно вбить в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП в электронном виде» ИНН или ОГРН (ОГРНИП) контрагента.

Рисунок 1. Скриншот сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП в электронном виде»

В результатах поиска должен отобразиться проверяемый контрагент. Обратите внимание – ​в карточке контрагента может быть указано, что он прекратил свою деятельность, т. е. юридически его уже нет (см. стрелку на Рисунке 2).

Если на сайте налоговой не содержатся сведения о запрашиваемом контрагенте или указано, что он прекратил деятельность, то либо вы вбили неверный ИНН (ОГРН / ОГРНИП), либо попали на мошенников, и с таким контрагентом точно не надо иметь дело.

Если нажать на кнопку «Получить выписку» (см. «!» на Рисунке 2), то вы скачаете электронный вариант выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ / ЕГРИП). В ЕГРЮЛ можно найти данные:

  • об участниках / учредителях,
  • правопреемстве,
  • доверенных лицах,
  • адресах филиалов,
  • дате регистрации изменений в документах,
  • полученных лицензиях,
  • расчетных счетах,
  • подлинных документах или заверенных нотариусом копиях,
  • номерах и датах регистрации в ФСС РФ и ФОМС и др.

Рисунок 2. Скриншот сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП в электронном виде» с результатами поиска

Сведения об участниках. Участники указаны в скачанной выписке в разделе «Сведения об участниках / учредителях юридического лица» (Рисунок 3).

Рисунок 3. Фрагмент выписки из ЕГРЮЛ с данными об участниках / учредителях юридического лица

Актуальные сведения содержатся только об участниках ООО. Акционеры АО указываются в реестре акционеров, который нельзя получить в открытом доступе на портале какого-либо государственного органа. В выписке вы сможете лишь посмотреть «Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества» (Рисунок 4).

Рисунок 4. Фрагмент выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о держателе реестра акционеров

Также в выписке из ЕГРЮЛ указываются учредители некоммерческих организаций. Но надо понимать, что учредители – ​это лица, принявшие решение о создании организации, в дальнейшем они могут выйти из состава участников НКО, но продолжать указываться как учредители (см. письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

Сведения о директоре. Директор контрагента указан в разделе «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» (Рисунок 5).

Рисунок 5. Фрагмент выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о руководителе организации

Многие думают, что в компании может быть только один директор. На самом же деле закон предоставляет возможность действовать от имени юрлица без доверенности сразу нескольким лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). В таком случае желательно повнимательнее изучить устав компании и убедиться, не разграничили ли директора сферы своих полномочий.

Последняя редакция устава. Если контрагент – ​юрлицо, посмотрите устав, например чтобы выяснить, не требуется ли для совершения сделки одобрение общего собрания участников, акционеров, совета директоров или какого-либо другого органа либо лица. Но надо учитывать возможность того, что недобросовестный контрагент может предоставить недействующую редакцию устава. Чтобы узнать, какая редакция устава последняя, следует зайти на портал «Проверь себя и контрагента» и скачать выписку из ЕГРЮЛ.

Последнюю редакцию устава можно посмотреть в разделе «Сведения о записях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц». В этом разделе указываются все записи в ЕГРЮЛ – ​от создания юрлица до его ликвидации. Записи указываются в хронологическом порядке, т. е. первой будет самая ранняя. Поэтому лучше начать поиск с конца выписки, чтобы найти самое последнее изменение.

Рисунок 6. Фрагмент выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о последних, внесенных в устав организации изменениях

Обращать внимание следует на графу «Причина внесения записи в ЕГРЮЛ» (см. «2» на Рисунке 6). Напротив этой графы могут быть указаны разные причины: «Представление сведений об учете юридического лица в налоговом органе», «Представление сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации» и т. д. Об изменении устава будут свидетельствовать следующие записи:

  • «Государственная регистрация изменений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 312‑ФЗ» или
  • «Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ».

Обнаружив такую запись, можно посмотреть графу «Сведения о документах, представленных при внесении записи в ЕГРЮЛ» (см. «3» на Рисунке 6). Там будет указано наименование документа – ​устав в новой редакции либо изменения к уставу.

Также следует обратить внимание на графу «ГРН и дата внесения записи в ЕГРЮЛ» (см. «1» на Рисунке 6). Указанные в ней дата и государственный регистрационный номер записи должны также быть отмечены налоговым органом на уставе контрагента.

2. Вестник государственной регистрации (vestnik-gosreg.ru)

«Вестник государственной регистрации» 1 – ​специализированное средство массовой информации, в котором публикуются сведения о ликвидации или реорганизации юрлиц (приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Например, еще до того как сведения о ликвидации будут внесены в ЕГРЮЛ, участники компании должны опубликовать в «Вестнике» об этом сообщение.

Рисунок 7. Скриншот страницы «Вестника государственной регистрации» с поиском публикаций (vestnik-gosreg.ru/search)

«Вестник» содержит информацию о намерениях организаций совершить действия, требующие извещения заинтересованных лиц:

  • о принятии решения о ликвидации,
  • реорганизации (в различных формах),
  • уменьшении уставного капитала;
  • приобретении более 20% уставного капитала юридического лица;
  • чистых активах организаций.

Рисунок 8. Фрагмент скриншота страницы со сведениями из «Вестника государственной регистрации»

Помимо этого, организации в добровольном порядке публикуют другие уведомления о свершившихся фактах, в том числе отчеты...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Будет ли притворной сделка по бесплатному пользованию оборудованием при условии покупки расходников, если они прописаны другим договором?

Может ли быть заключен договор безвозмездного пользования между юридическими лицами, по условиям которого ссудодатель передает ссудополучателю оборудование, ссудополучатель обязуется закупить у ссудодателя определенное количество расходного материала для работы данного оборудования, если условия о продаже расходного материала закреплены в отдельном договоре поставки? Будет ли данная сделка являться притворной?

Предоплата и постоплата: как не ошибиться

При проведении расчетов участники гражданского оборота используют полную либо частичную предоплату или постоплату стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, а также иного исполнения, предусмотренного заключенным между ними гражданско-правовым договором. Но не всегда грамотно это оформляют. Кроме того, есть ситуации, когда стороны вправе использовать только определенный порядок расчетов, а контрагент об этом не в курсе. Или, например, продавцы (исполнители и пр.) не всегда учитывают, что в случае нарушения условиями договора законодательства о защите прав потребителей их могут привлечь к административной ответственности. А навязывание контрагенту невыгодных условий при определенных обстоятельствах может и вовсе быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства. Не все понимают, что такое коммерческий кредит; как правильно потребовать возврата предоплаты в зависимости от специфики сложившихся правоотношений; почему потребитель, не воспользовавшийся сертификатом (подарочной картой), вправе требовать от предпринимателя возврата суммы предоплаты; как опасно прикрывать потребительский займ договором комиссии; в каких случаях акционер или участник компании должен предоплатить изготовление обществом копий документов по его запросу. В статье анализируем споры, которые чаще всего возникают на практике в этой связи.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

Сколько хранить договоры

Законодательство четко прописывает сроки хранения многих документов, в том числе и договоров. Для большинства соглашений этот срок составляет 5 лет, но встречаются и более короткие, а также значительно более длительные – ​до ликвидации организации или 50/75 лет. Узнаете, где надо искать сроки хранения договоров, учитывая специфику организаций, например, для АО. Рассказываем, как определить срок хранения, если нужного договора в действующих нормативных перечнях не нашлось; как считается срок, если договор носит смешанный характер; а также когда начинает исчисляться срок хранения договора.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Будет ли притворной сделка по бесплатному пользованию оборудованием при условии покупки расходников, если они прописаны другим договором?

Может ли быть заключен договор безвозмездного пользования между юридическими лицами, по условиям которого ссудодатель передает ссудополучателю оборудование, ссудополучатель обязуется закупить у ссудодателя определенное количество расходного материала для работы данного оборудования, если условия о продаже расходного материала закреплены в отдельном договоре поставки? Будет ли данная сделка являться притворной?

Рассмотрение арбитражных дел из дома

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние не только на экономику и способы взаимодействия людей, но и на порядок рассмотрения споров в арбитражных судах. Благодаря карантину суды стали быстрее внедрять новые технологии, в том числе – ​возможность рассмотрения дел онлайн. К системе проведения онлайн-заседаний на дату написания этой статьи подключились 96 судов, в том числе самый загруженный – ​Арбитражный суд г. Москвы. О том, как проходит рассмотрение дел онлайн, с какими трудностями могут столкнуться участники спора, а также в чем отличие нового порядка от уже ставшей многим привычной ранее видео-конференц-связи – ​расскажем в нашей статье.