Top.Mail.Ru

Подписи нескольких директоров: проверяем полномочия

В организации одномоментно у власти может быть несколько директоров. Как вести себя с компанией, у которой в руководстве несколько «голов»? Как проверить, сколько подписей руководителей одной организации должно быть на документе (договоре, письме и пр.), подписанном вашим контрагентом, чтобы он имел полную силу? Как правильно оформляются подписи в этом случае? Как обезопасить себя при заключении сделки с такой организацией? В статье даем готовые формулировки для документов.

Зачем такие сложности?

С сентября 2014 года 1  законодательство России позволяет предоставить полномочия единоличного исполнительного органа (ЕИО) нескольким лицам. Данной возможностью воспользовалось заметное количество компаний. Шанс, что среди ваших партнеров окажется фирма с несколькими «головами», достаточно велик.

Прежде чем переходить к практической части проблемы, попробуем понять, кому и зачем это было нужно (без этого нам будет сложно увидеть слабые места взаимодействия с такими конторами). Введение дополнительных игроков в управлении необходимо собственникам бизнеса для повышения уровня контроля над деятельностью организации. Причины для такого повышенного внимания могут быть различными, например:

  • обычное для нашей страны желание нескольких бенефициаров контролировать действия подконтрольных другой стороне директоров;
  • стремление «усилить» квалификацию руководителя. Например, собрав тандем из финансиста и узкого профильного специалиста по направлению деятельности компании или подключив к управлению антикризисного менеджера для выхода из критических ситуаций. Именно поэтому в российских реалиях более востребована возможность единоличным исполнительным органам действовать «совместно», чем ситуация, когда каждый из них полностью свободен в реализации своих полномочий.

Какой вывод тут стоит сделать. Повышенный уровень контроля над деятельностью компании со стороны ее владельцев может указывать на наличие повышенных рисков корпоративного конфликта в таком бизнесе. Любой подобный конфликт чреват не только неисполнением контрактов, но и рисками оспаривания уже исполненных сделок, если это покажется выгодным одной из конфликтующих сторон. Сделки с компаниями со множественностью лиц в ЕИО (множественностью ЕИО) должны находиться на жестком мониторинге начиная со стадии переговоров и вплоть до их полного исполнения. К любым документам, поступающим от таких компаний, необходимо повышенное внимание.

Варианты распределения полномочий

ГК РФ очень лаконичен на этот счет. Причем даже в этой лаконичности кроются «загадки русского языка» (а точнее – ​юридической техники при написании нормативно-правовых актов). Поясним, что имеем в виду:

  • в п. 1 ст. 53 ГК РФ говорится, что единоличные исполнительные органы могут действовать:
    • совместно или
    • независимо друг от друга;
  • в п. 3 ст. 65.3 ГК РФ указывается, что уставом корпорации может быть предусмотрено:
    • предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или
    • образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

ГК РФ не дает ответа на вопрос, можно ли совмещать формы принятия решений, например, создать структуру управления с 4 директорами, из которых 3 действуют совместно друг с другом, а 4-й совершенно самостоятелен в своих решениях. Получить ответ на этот вопрос из текста ГК РФ невозможно. Часто смысл закона «достраивают» подзаконные нормативные правовые акты и судебная практика, но она в этом отношении пока скудна.

Отметим, что разработанные ФНС России формы для внесения данных в ЕГРЮЛ требуют указывать наименование ЕИО отдельно для каждого лица. Это позволяет именовать руководителей...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание – подписка 2023!
Скидка октября уже действует. Успейте ее получить!

Рекомендовано для вас

«Генеральный директор» – писать со строчной или с прописной буквы?

Согласно правилам русского языка наименования должностей оформляются строчными буквами, но при составлении документов мы должны ориентироваться на штатное расписание и Устав организации. В Уставе нашей организации наименование должности «Генеральный директор» оформлено с прописной буквы. В штатном расписании все наименования должностей также оформлены с прописной буквы, т. к. при наборе текста программа исправляет наименование на заглавную букву, и никто на это не обращает внимания. По текстам документов у нас эта заглавная буква «Г» как гвоздь торчит. При этом коллеги утверждают, что генеральный директор не должность, а орган управления. Спор идет много лет: можем ли мы отойти от этой заглавной буквы в середине предложения?

Как оформлять лист согласования ЛНА?

В соответствии с п. 4.7 Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44): «Оформление результатов согласования ЛНА и распорядительных документов осуществляется в виде виз, проставляемых заинтересованными лицами на последнем листе проекта документа (на его лицевой или оборотной стороне) или на отдельном листе согласования, являющемся неотъемлемой частью документа». У меня вопрос – ​что значит «неотъемлемой частью документа»: — лист согласования может быть оформлен на отдельном листе (распечатан из системы электронного документооборота) и храниться вместе с ЛНА? — или лист согласования должен быть включен в состав ЛНА (например, как последний лист ЛНА), т. е. пронумерован, как и все листы ЛНА и приложения к нему?

Нужно ли сообщить в налоговую о смене паспорта руководителя ООО?

Руководитель ООО поменял паспорт в связи с достижением определенного возраста – ​45 лет. Нужно ли уведомить налоговый орган?

Подписи сторон на договоре

Каждая подпись в договоре должна быть проставлена лицом, обладающим достаточными для этого полномочиями. Как определить наличие полномочий у подписанта? Где и как это проверить? Как быть в ситуации, когда вы не можете присутствовать физически на подписании договора? Когда подписант по доверенности предпочтительнее? Как использовать электронную подпись? Разбираемся, как снизить риски при подписании договора и проверке полномочий второй стороны.

С какой даты считать начало полномочий генерального директора?

Решение единственного учредителя датировано 14.05.2021. В нем не указана дата вступления в должность генерального директора. Дата регистрации организации 22.05.2021. С какой даты правильно считать начало полномочий генерального директора?

Может ли директор организации подписывать договоры, если в отношении него налоговая инспекция внесла запись о недостоверности сведений

Может ли директор организации подписывать договоры, если в отношении него налоговая инспекция внесла запись о недостоверности сведений? Действует ли доверенность на подписание договоров от имени директора в таком случае? Что можно сказать о договоре, подписанном представителем по доверенности указанной организации до того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о руководителе организации?

Компания обезглавлена. Что делать, чтобы бизнес работал?

Любая небольшая организация держится на двух-трех ключевых фигурах. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Дадим ряд советов, как нивелировать последствия выбытия «ключевых фигур», если утрата контроля постоянная или временная. Расскажем, какие полномочия можно передать по доверенности, какие – ​невозможно. Когда потребуется нотариальная доверенность и как вернуть полномочия вернувшемуся директору. Приведем 8 различных образцов формулировок для документов, которые пригодятся на практике.

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.