Когда правильно говорить: избран, назначен, утвержден или принят

Практика показывает, что далеко не всегда работодатель понимает, какой термин нужно использовать в документах при трудоустройстве лица в качестве руководителя: «избран», «назначен», «утвержден» или «принят»? В разных нормативных правовых актах используется своя терминология. Так как выйти из ситуации, когда юрист настаивает, что в корпоративных документах нужно писать «избран», специалист по кадрам пишет в кадровых документах – ​«назначен», а владелец бизнеса настаивает на «утвержден», при этом сам генеральный директор указывает в приказе в отношении себя «принят»?

Что говорит ТК РФ

В ч. 2 ст. 16 ТК РФ указано, что трудовой договор может быть заключен в том числе в результате:

  • избрания на должность;
  • избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
  • назначения на должность или утверждения в должности.

При этом ТК РФ не раскрывает определений этих понятий. Но содержащиеся в кодексе положения все же позволяют разграничить данные формулировки.

Избрание в обычном порядке

В ст. 17 ТК РФ указано, что трудовые отношения возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Это означает, что само по себе избрание реализуется в рамках других (не трудовых) отношений, скажем корпоративных. К примеру, необходимость избрания директора ООО предусмотрена не ТК РФ, а Федеральным законом от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1. Но выполнение функций директора – ​это работа, что обуславливает необходимость заключения трудового договора.

В частности, в результате избрания замещается:

  • председатель кооператива – ​избирается на общем собрании членов кооператива (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.05.1996 № 41‑ФЗ «О производственных кооперативах»);
  • единоличный исполнительный орган ООО (генеральный директор, президент и др.) – ​избирается общим собранием участников общества или советом директоров (наблюдательным советом) ООО (п. 1 ст. 40 Закона об ООО);
  • генеральный директор народного предприятия – ​избирается решением общего собрания акционеров (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19.07.1998 № 115‑ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»);
  • руководитель образовательной организации – ​избирается общим собранием или конференцией работников, если это предусмотрено уставом (п. 1 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2).

Утверждение в должности

Например, если руководитель образовательной организации избирается общим собранием (конференцией) работников, то после избрания он также утверждается в должности учредителем этой организации (п. 1 ч. 1 ст. 51 Закона об образовании).

Таким образом, утверждение в должности представляет собой еще более сложную процедуру:

  • сначала кандидат кем-то избирается или назначается,
  • потом утверждается вышестоящим лицом или коллегиальным органом,
  • и уже после этого с ним заключается трудовой договор.

Стоит отметить, что трудовой договор может быть подписан и до утверждения в должности – ​в таком случае в договоре прописывается, что он вступает в силу после утверждения.

Избрание по конкурсу

Избрание по конкурсу происходит по заранее утвержденному порядку конкурсного отбора (ст. 18 ТК РФ). Такой порядок предполагает выбор победителя из числа нескольких кандидатов на основании ранее установленных критериев. Так, конкурс проводится на замещение должности:

  • педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (ст. 332 ТК РФ);
  • государственной гражданской службы (Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»);
  • муниципальной службы (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25‑ФЗ...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Оформите подписку на 1-е полугодие 2022 года!
В ноябре скидка 15%.

Рекомендовано для вас

Руководитель организации ответственен за сохранность бухгалтерских документов

Бухгалтерия – ​основной отдел организации, который всегда с неохотой расстается с документами, даже для сдачи их в архив. Однако ответственность за сохранность бухгалтерских документов несет руководитель организации, а значит, держать документы в бухгалтерии «вечно» нельзя. Надо сдавать их в архив. Аргументы в пользу этого – ​в нашей статье. Ведь речь идет не только об обычных административных штрафах, но и о дисквалификации, а субсидиарная ответственность и вовсе может привести к необходимости выплатить многомиллионные суммы.

Несколько директоров в обществе: для чего нужны и как оформить

В любом обществе, будь то ООО или АО, есть директор, он же единоличный исполнительный орган. Но директоров может быть два, три и даже больше. Об этом мы и поговорим в статье – ​с разбором нюансов оформления документов на нескольких директоров, образцами формулировок для устава и протокола общего собрания, а также примером заполнения заявления в налоговую по форме № Р13014.

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Директор увольняется. Как передать дела?

Руководитель организации не рядовой сотрудник. Он отвечает за все документы компании и при уходе со своего поста должен передать их следующему директору в нормальном состоянии. Поэтому так важно предусмотреть порядок действий, который упорядочит процедуру передачи документов по должности гендира. Расскажем, какие документы необходимо составить при передаче дел и документов, что в них предусмотреть, почему директору не нужно заполнять обходной лист, насколько детально следует перечислять передаваемые документы, как охарактеризовать состояние документов и пр.

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.

Регламентация использования факсимиле

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, когда допустимо использовать факсимиле, и дали образцы для формулировок в документах о применении факсимиле. Сейчас же сосредоточимся на порядке использования факсимиле сотрудниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Приведены образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно оформить и организовать правильное использование факсимиле на практике.

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Компания обезглавлена. Что делать, чтобы бизнес работал?

Любая небольшая организация держится на двух-трех ключевых фигурах. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Дадим ряд советов, как нивелировать последствия выбытия «ключевых фигур», если утрата контроля постоянная или временная. Расскажем, какие полномочия можно передать по доверенности, какие – ​невозможно. Когда потребуется нотариальная доверенность и как вернуть полномочия вернувшемуся директору. Приведем 8 различных образцов формулировок для документов, которые пригодятся на практике.