Top.Mail.Ru

Особенности договора коммерческой концессии (франчайзинга)

По статистическим данным, рынок франчайзинга в России постоянно растет. Ожидается рост и в текущем году. Разбираем преимущества договора коммерческой концессии, какие условия в него нужно включить в обязательном порядке, а какие на практике являются предметом обсуждения, как прописать ответственность пользователя, какие ограничения целесообразно предусмотреть, что представляет собой субконцессия, как пользователю продлить договор, воспользовавшись преимущественным правом, а правообладателю предусмотреть в договоре условия, которые должны соблюдаться пользователем для того, чтобы преимущественное право действовало. Приводим судебную практику. Если до этого времени вас что-то останавливало от пользования конструкцией франчайзинга, то после прочтения статьи сможете определиться и при необходимости заключить договор коммерческой концессии в своих интересах.

Франчайзинг (коммерческая концессия) представляет собой особую бизнес-модель, при которой участники гражданского оборота получают возможность не отстраивать все возможные операционные процессы с нуля, а сразу начать эксплуатировать готовый, рентабельный бизнес, доказавший на практике свою эффективность. Безусловно, такой формат предпринимательства также требует значительных вложений для запуска бизнеса, однако в этом случае не требуются инвестиции в раскрутку проекта, поскольку он уже зарекомендовал себя на рынке и имеет лояльную покупательскую аудиторию.

Правообладателю данная договорная модель позволяет нарастить присутствие в разных регионах страны за счет развитой партнерской сети, увеличить выручку от большего объема реализуемой продукции, а также повысить узнаваемость своих средств индивидуализации на рынке. Пользователю такой способ ведения бизнеса интересен тем, что он может начать ведение коммерческой деятельности в проверенной нише, минимизировав риск того, что инвестиционный проект не окупится.

Общие положения

Правовое регулирование отношений франчайзинга предусмотрено специальной гл. 54 и разд. VII ГК РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые предусматривают следующие ключевые правила.

Правообладатель за плату предоставляет пользователю бессрочно или на определенный срок комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства – ноу-хау.

Договор коммерческой концессии предусматривает:

  • использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и/или максимального объема использования),
  • с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

К примеру, правообладатель может дифференцировать предложения партнерам за счет предоставления им различных услуг и сервисов, ограничить договор франчайзинга определенным сроком или территорией, в пределах которой контрагенты смогут вести бизнес.

В обязанности правообладателя по договору франчайзинга может входить:

  • обеспечение поставок оборудования, инвентаря и отгрузка продукции,
  • предоставление пользователю доступа к клиентской базе,
  • организация и проведение инструктажа и обучения для персонала,
  • выполнение иных мероприятий, необходимых для запуска бизнеса.

Особенности договора коммерческой концессии

Как и для договора простого товарищества, для договора франчайзинга установлено требование к субъектному составу: его сторонами могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Несоблюдение данного условия, равно как и требования о простой письменной форме такого договора, влечет его ничтожность на основании ст. 168 ГК РФ.

Предоставление исключительных прав по договору франчайзинга подлежит обязательной государственной регистрации в Роспатенте, в ином случае переход указанных прав считается несостоявшимся. Обязанность по проведению такой регистрации по общему правилу возлагается на правообладателя, если иное не предусмотрено договором франчайзинга.

Несмотря на то что к договору франчайзинга субсидиарно применяются правила гражданского законодательства РФ о лицензионном договоре, в то же время можно выделить следующие существенные отличия договора коммерческой концессии от лицензионного договора, указывающие на самостоятельный характер первого.

  1. Договор коммерческой концессии дает возможность использовать не один определенный объект интеллектуальной собственности, а комплекс объектов исключительных, а также иных имущественных прав.
  2. Классическая конструкция коммерческой концессии предполагает оказание правообладателем организационной и информационной поддержки, а также осуществление широкого контроля деятельности пользователя, чего нельзя встретить в лицензионном договоре, по которому обязательство лицензиара сводится к предоставлению права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицензиату за плату.
  3. Пользователь, в свою очередь, не просто приобретает возможность использовать объекты интеллектуальной собственности правообладателя, но должен следовать бизнес-стратегии правообладателя, а последний, в свою очередь, вправе проверять исполнение указанных обязательств, выявлять нарушения и привлекать за них к ответственности (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 № 15АП-17891/2019 по делу № А53-12641/2019).

В этих целях договором франчайзинга могут быть предусмотрены:

  • порядок и условия проведения правообладателем контрольных мероприятий в торговых...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Указываем в договорах порядковые и количественные числительные

В договорах, ЛНА, приказах, отчетах и пр. документах нередко указываются числительные. Выясняем, как правильно упоминать суммы, какую форму числительного нужно выбрать в зависимости от ситуации, когда числительные лучше писать прописью, а когда указывать цифрами, как пишутся дробные числа, диапазон значений, номера телефонов и домов, делается ли наращение и пр.

Оформляем отметку о приложении в сопроводительном письме

Сопроводительные письма используются в юридической практике регулярно. Объясняем, направление каких документов потребует составления сопроводительного письма и как оформлять отметку о приложении в различных случаях. В частности, если направляемый документ поименован в тексте письма, если приложений несколько, если количество листов зафиксировано в самом приложении, если приложение к письму имеет собственное приложение, если в бумажном письме сообщаем о направлении электронного документа, если приложений слишком много, если приложение содержит конфиденциальную информацию и пр.

Страсти по Деду Морозу и другие предновогодние споры

Дед Мороз и Снегурочка накануне Нового года – самые востребованные персонажи на любом празднике, чем и пользуются добросовестные и не очень предприниматели. Мы сделали подборку судебной практики, связанную с предновогодней суетой. Рассказываем об ошибках, которые допустили и истцы, и ответчики, а также как их можно было бы избежать.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Нужно ли регистрировать допсоглашение к основному договору?

Необходима ли регистрация дополнительного соглашения к договору купли-продажи недвижимости, зарегистрированному в установленном законом порядке? Считается ли незарегистрированное дополнительное соглашение действующим и подлежащим исполнению?

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.