По статистическим данным, рынок франчайзинга в России постоянно растет. Ожидается рост и в текущем году. Разбираем преимущества договора коммерческой концессии, какие условия в него нужно включить в обязательном порядке, а какие на практике являются предметом обсуждения, как прописать ответственность пользователя, какие ограничения целесообразно предусмотреть, что представляет собой субконцессия, как пользователю продлить договор, воспользовавшись преимущественным правом, а правообладателю предусмотреть в договоре условия, которые должны соблюдаться пользователем для того, чтобы преимущественное право действовало. Приводим судебную практику.
Если до этого времени вас что-то останавливало от пользования конструкцией франчайзинга, то после прочтения статьи сможете определиться и при необходимости заключить договор коммерческой концессии в своих интересах.
Франчайзинг (коммерческая концессия) представляет собой особую бизнес-модель, при которой участники гражданского оборота получают возможность не отстраивать все возможные операционные процессы с нуля, а сразу начать эксплуатировать готовый, рентабельный бизнес, доказавший на практике свою эффективность. Безусловно, такой формат предпринимательства также требует значительных вложений для запуска бизнеса, однако в этом случае не требуются инвестиции в раскрутку проекта, поскольку он уже зарекомендовал себя на рынке и имеет лояльную покупательскую аудиторию.
Правообладателю данная договорная модель позволяет нарастить присутствие в разных регионах страны за счет развитой партнерской сети, увеличить выручку от большего объема реализуемой продукции, а также повысить узнаваемость своих средств индивидуализации на рынке. Пользователю такой способ ведения бизнеса интересен тем, что он может начать ведение коммерческой деятельности в проверенной нише, минимизировав риск того, что инвестиционный проект не окупится.
Общие положения
Правовое регулирование отношений франчайзинга предусмотрено специальной гл. 54 и разд. VII ГК РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые предусматривают следующие ключевые правила.
Правообладатель за плату предоставляет пользователю бессрочно или на определенный срок комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства – ноу-хау.
Договор коммерческой концессии предусматривает:
- использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и/или максимального объема использования),
- с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
К примеру, правообладатель может дифференцировать предложения партнерам за счет предоставления им различных услуг и сервисов, ограничить договор франчайзинга определенным сроком или территорией, в пределах которой контрагенты смогут вести бизнес.
В обязанности правообладателя по договору франчайзинга может входить:
- обеспечение поставок оборудования, инвентаря и отгрузка продукции,
- предоставление пользователю доступа к клиентской базе,
- организация и проведение инструктажа и обучения для персонала,
- выполнение иных мероприятий, необходимых для запуска бизнеса.
Особенности договора коммерческой концессии
Как и для договора простого товарищества, для договора франчайзинга установлено требование к субъектному составу: его сторонами могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Несоблюдение данного условия, равно как и требования о простой письменной форме такого договора, влечет его ничтожность на основании ст. 168 ГК РФ.
Предоставление исключительных прав по договору франчайзинга подлежит обязательной государственной регистрации в Роспатенте, в ином случае переход указанных прав считается несостоявшимся. Обязанность по проведению такой регистрации по общему правилу возлагается на правообладателя, если иное не предусмотрено договором франчайзинга.
Условия коммерческой концессии
Несмотря на то что к договору франчайзинга субсидиарно применяются правила гражданского законодательства РФ о лицензионном договоре, в то же время можно выделить следующие существенные отличия договора коммерческой концессии от лицензионного договора, указывающие на самостоятельный характер первого.
- Договор коммерческой концессии дает возможность использовать не один определенный объект интеллектуальной собственности, а комплекс объектов исключительных, а также иных имущественных прав.
- Классическая конструкция коммерческой концессии предполагает оказание правообладателем организационной и информационной поддержки, а также осуществление широкого контроля деятельности пользователя, чего нельзя встретить в лицензионном договоре, по которому обязательство лицензиара сводится к предоставлению права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицензиату за плату.
Пользователь, в свою очередь, не просто приобретает возможность использовать объекты интеллектуальной собственности правообладателя, но должен следовать бизнес-стратегии правообладателя, а последний, в свою очередь, вправе проверять исполнение указанных обязательств, выявлять нарушения и привлекать за них к ответственности (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 № 15АП-17891/2019 по делу № А53-12641/2019).
В этих целях договором франчайзинга могут быть предусмотрены:
-
порядок и условия проведения правообладателем контрольных мероприятий в торговых...