Как получить в залог товарный знак и не нажить проблем

Товарный знак – ​это обозначение, которое индивидуализирует товары, выпускаемые компанией. Для успешного бизнеса товарный знак имеет особую ценность, т. к. именно на него ориентируются покупатели при выборе продукции. Узнаваемый товарный знак может стать хорошим предметом залога (подчас даже лучше недвижимости). Чтобы его не лишиться, залогодатель будет стараться выполнять все условия договора займа. Но компания, которая планирует получить товарный знак в качестве залога, должна учесть несколько важных нюансов. Каких именно – ​читайте в статье.

Стоимость исключительного права на товарный знак может быть очень высокой. Нередко она сопоставима с ценой недвижимости или даже превосходит ее. Поэтому не удивительно, что исключительные права на товарные знаки все чаще выступают в качестве обеспечения по кредитным договорам. Для кредитора договор привлекателен, поскольку в случае невыплаты долга он может продать товарный знак или оставить его себе. Вместе с тем заключение договора залога порождает немало вопросов, ведь без должной заботливости и осмотрительности кредитор рискует остаться ни с чем. Расскажем о рисках, с которыми он может столкнуться.

Предметом договора залога может выступать только такой товарный знак, в отношении которого допускается отчуждение исключительных прав (п. 1 ст. 358.18 ГК РФ). Во-первых, нельзя заложить коллективный товарный знак (п. 2 ст. 1510 ГК РФ). Во-вторых, при заключении договора залога необходимо проанализировать, не станет ли обращение взыскания на товарный знак причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя (п. 2 ст. 1488 ГК РФ). Такая ситуация может возникнуть, когда залогодателю принадлежит серия схожих товарных знаков в отношении однородных товаров и (или) услуг.

Заложить права на товарный знак может как должник по обеспечиваемому обязательству, так и третье лицо (п. 1 ст. 335 ГК РФ). К примеру, в январе 2018 г. «М.Видео» заложило ПАО «ВТБ» все исключительные права на товарные знаки, что позволило его аффилированному лицу получить кредит и приобрести «Эльдорадо».

Риски залогодержателя

Государственная регистрация товарного знака не является гарантией того, что он всегда будет принадлежать залогодателю. Охрана товарного знака может прекратиться. А это повлечет и прекращение залога. Таким образом, до заключения договора залога важно оценить риски прекращения охраны товарного знака.

Во-первых, охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в связи с его неиспользованием в течение трех последних лет (ст. 1486 ГК РФ). Здесь важно учесть, что сам залог товарного знака не является его использованием. Так, в 2014 году японскому автоконцерну Nissan удалось досрочно прекратить правовую охрану товарного знака «INFINITI» в связи с его неиспользованием.

Судебная практика

Nissan принадлежала серия товарных знаков со словом «INFINITI». Причем эти знаки действовали не только в отношении автомобилей и запчастей, но и в отношении других товаров.

Параллельно с Nissan обозначение «INFINITI» в отношении однородных товаров и услуг использовала другая компания. Она была согласна продать товарный знак за 10 млн руб., но автоконцерн настаивал на безвозмездной передаче. Дело дошло до суда.

Автопроизводитель настаивал, что ответчик не использует товарный знак на протяжении пяти лет. Однако этот довод был опровергнут. Выяснилось, что право на товарный знак пару лет назад было передано в залог.

Суды первых двух инстанций посчитали, что залог доказывает использование товарного знака, и отклонили требования Nissan.

Суд по интеллектуальным правам с ними не согласился. Он пришел к выводу, что заключение сделок в отношении прав на знак без фактического ввода товаров в оборот использованием не является (решение Суда по интеллектуальным правам от 16.06.2014 по делу № СИП-90/2014).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Параллельный импорт – загогулина закона или петля для российского бизнеса?

Оригинальный товар, ввезенный в Россию без специального согласия правообладателя товарного знака (параллельный импорт), согласно КоАП РФ, теперь не является контрафактным, а согласно ГК РФ – является. К административной ответственности за незаконное использование чужого товарного знака импортера больше не привлекают, а гражданско-правовую ответственность за нарушение исключительных прав на использование товарного знака, похоже, никто отменять не собирается... Положение, в котором оказываются импортеры и продавцы параллельного импорта, весьма двусмысленно, но для современной России это обычное явление.