Зуйков Андрей Валерьевич
В 2001 году закончил Академический правовой университет при ИГП РАН по специальности «юрист», в 2006 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «экономист». С 2002 года – консультант по налогам и сборам. Начиная с 2001 года занимался налоговой практикой в производственной, инжиниринговой, строительной, алкогольной отраслях. С 2007 года – директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-ПЛЮС», где обеспечивает налоговую безопасность компании по настоящее время.
– Что представляет собой управление налоговыми рисками на конкретном предприятии?
– Как правило, на крупных предприятиях внедрена целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной.
Задачей такой системы является выявить, оценить и своевременно среагировать на налоговые риски с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.
Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании, то есть собственники или менеджмент должны прийти к такому решению. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность работников подразделений, отвечающих за управление налоговыми рисками.
Иными словами, организация, заботящаяся о своем финансовом положении, репутации, занимающая активную позицию по управлению своими предпринимательскими рисками, рано или поздно задумывается о создании подразделения, в функции, полномочия и зону ответственности которого входит анализ совершаемых операций, их оценка на соответствие налоговому законодательству, сложившейся практике и минимизация негативных последствий.
– Вы говорите о создании некоего отдельного подразделения, в то время как во множестве российских компаний налоговыми вопросами занимается главный бухгалтер…
– Да, зачастую так и происходит. И иногда это оправданно. Необходимо понимать задачи, которые ставятся собственником и менеджментом в этой области, финансовые возможности и т.п.
Но если говорить о комплексном подходе к управлению налоговыми рисками, а это подразумевает взаимодействие всех подразделений компании в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности, то передача функций управления подразделению, риски которого контролируются, может нивелировать положительный эффект от внедрения процедур управления рисками. Ведь зачастую риски создаются самой бухгалтерской службой. Это так называемые риски процесса, т.е. налоговые риски, обусловленные допущенными неумышленными ошибками бухгалтерских служб налогоплательщиков (например, технические ошибки).
Кроме того, необходимо отметить, что в последнее время под налоговыми рисками начинают понимать не только...