Как известно, дарение (за исключением недорогих подарков) в отношениях между коммерческими организациями запрещено. Однако никто не запрещает дарить и получать в дар имущество от физических лиц и некоммерческих организаций. Но при этом нужно строго соблюдать все требования Гражданского кодекса РФ, а в некоторых случаях еще и уплачивать налоги. Рассмотрим, как следует дарить или получать в дар имущество, не нарушая закон.

Все фирмы в процессе своей деятельности заключают множество различных соглашений. Одним из них является договор дарения. Расскажем, что нужно учитывать при его заключении и какие налоговые последствия повлечет получение или передача подарка.

Договор дарения заключается по правилам, установленным в главе 32 «Дарение» ГК РФ. По этому соглашению одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Дарением также считается:

  • безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу;
  • безвозмездное освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Как видно, объектом дарения выступают либо вещи, либо имущественные права. А вот о деньгах в главе 32 ГК РФ не сказано ни слова. Однако это вовсе не означает, что деньги дарить нельзя. В силу ст. 128 ГК РФ они являются такими же вещами, как, скажем, стол или стул. Выходит, что дарение денег с юридической точки зрения принципиально ничем не отличается от дарения любого другого имущества.

В то же время безвозмездное выполнение работ или оказание услуг дарением не признается. Более того, подобные соглашения вообще не регламентированы ГК РФ.

К сведению

Главным признаком договора дарения, отличающим его от возмездных договоров, служит отсутствие какого бы то ни было встречного удовлетворения (постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

Законодательные ограничения

На первый взгляд, дарителя, который желает преподнести кому-то презент, ничто не должно ограничивать. Однако законодатель разделяет далеко не все благие намерения дарителей. Именно поэтому в ГК РФ предусмотрен ряд ограничений на дарение.

Так, не допускается дарение (за исключением недорогих подарков стоимостью не более 3000 руб.):

  • работникам образовательных, медицинских, социальных и иных подобных организаций (в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, государственным (муниципальным) служащим, служащим Банка России в связи с исполнением ими служебных обязанностей (за исключением подарков на протокольных мероприятиях).

Этот перечень приведен в ст. 575 ГК РФ. Там же установлен и запрет на дарение (за исключением недорогих подарков стоимостью не более 3000 руб.) в отношениях между коммерческими компаниями. А вот в отношении некоммерческих организаций подобного запрета нет. Следовательно, они могут как преподносить дорогие подарки любым юридическим лицам, так и получать от них презенты любой стоимости.

Еще одно ограничение установлено в п. 1 ст. 576 ГК РФ. Там сказано, что организация, которой вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 840 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговые риски дарения и мены недвижимости

В 2026 году вышли два принципиально важных судебных акта, которые существенно меняют подход к налогообложению договоров дарения и мены недвижимости между физическими лицами. Конституционный Суд РФ разъяснил, когда при обмене квартирами или земельными участками возникает НДФЛ, а Верховный Суд РФ поставил точку в давнем споре о том, могут ли доначислить налог за подаренную близким родственником коммерческую недвижимость. В статье анализируем оба судебных акта, в том числе аргументацию судей, чтобы было понятно, в каких случаях дарение или мена действительно создают налоговые риски. Здесь же найдете рекомендации, как избежать доначислений.

Практика взыскания налоговой недоимки с взаимозависимых лиц по ст. 45 НК РФ

Анализируем свежую судебную практику по взысканию недоимки с взаимозависимых лиц в порядке ст. 45 НК РФ. Разбираем основания для такого взыскания, критерии взаимозависимости и пределы ответственности, установленные судебной практикой, вопросы перевода бизнеса и активов. Сможете оценить риски как должника, так и лица, к которому предъявляются требования, чтобы выработать эффективную стратегию защиты в суде.

Новая инструкция по камеральным проверкам. Что изменилось для бизнеса?

ФНС России выпустила новые рекомендации по проведению камеральных проверок, в которых учла как многочисленные законодательные поправки последних лет, так и сложившуюся у налоговиков практику их применения: переход на единый налоговый счет, внедрение риск-ориентированного подхода, запуск национальных систем прослеживаемости и подтверждения ожидания поставки. Эксперт комментирует ситуации со сдачей бухотчетности, процедурой блокировки счетов, сроками камеральных проверок и условиями для досрочного их завершения, принципами истребования документов (однократность, приоритет госресурсов, риск-ориентированный подход), ограничениями банковских запросов по счетам граждан, истребованием документов у контрагентов, изменениями в проверках уточненных деклараций. Отдельно останавливается на вопросе, почему завершение камералки без доначислений больше не гарантирует, что материалы не уйдут на предпроверочный анализ.

НДС, сверхприбыль, камералка: практика из обзора ФНС России

ФНС России выпустила обзор правовых подходов Конституционного и Верховного Судов РФ за IV квартал 2025 года (письмо от 10.02.2026 № БВ-36-7/948@). Даем практические рекомендации по трем знаковым категориям дел: о перераспределении бремени НДС в длящихся договорах, налоге на сверхприбыль при банкротстве и о полномочиях налоговиков во время камеральной проверки.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Суды о смягчающих налоговую ответственность обстоятельствах

Мы проанализировали судебную практику за последние три года и выделили пять обстоятельств, которые суды чаще всего считали смягчающими ответственность налогоплательщика. Их знание поможет вам грамотно аргументировать свою позицию налоговикам и в суде. В статье есть готовый образец ходатайства в налоговый орган об учете обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность.

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.