Пандемия коронавирусной инфекции и примененные в связи с ней меры властей вызвали множество правовых вопросов. Верховный Суд РФ не остался в стороне и выпустил два обзора, посвященных разбору применения нового «антивирусного законодательства». Остановимся на анализе двух аспектов: течение, приостановление, восстановление сроков исковой давности в условиях действия ограничительных и иных подобных мер властей, а также вопросы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в условиях пандемии.
Президиум Верховного Суда РФ выпустил первый обзор по вопросам применения законодательства в условиях пандемии 21.04.2020 1. А неделю спустя – 30.04.2020 – вышел второй обзор 2, который дополнил разъяснения по отдельным моментам.
Основной посыл Обзора № 1 по применению «антивирусного права» в части применения гражданского и банкротного законодательства такой: в каждом конкретном случае будем разбираться индивидуально. И по общему правилу пандемия не является причиной для приостановки течения процессуальных сроков, сроков исковой давности, сроков на предъявление кредиторами требований по делу о банкротстве.
В Обзоре № 2 Президиум ВС РФ указал на особенности применения новой статьи о моратории на банкротство к ликвидируемым должникам, а также уточнил порядок расчета неустойки по ст. 395 ГК РФ, возможность направления исполнительного листа в банк в период действия моратория.
Сроки давности и коронавирус
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. По общему правилу истечение срока исковой давности само по себе не является основанием для отказа в принятии искового заявления или вынесения судом решения об отказе в иске. Срок исковой давности применяется только по заявлению противоположной стороны, которое она сделала до вынесения решения (ст. 199 ГК РФ).
Гражданское законодательство подробно регулирует вопросы начала течения, окончания, приостановления, перерыва, а также восстановления срока исковой давности.
В условиях пандемии и предпринимаемых на уровне государства в целом и отдельных субъектов РФ в частности ограничительных и иных подобных мер сроки исковой давности текут в обычном порядке. Исключения в виде приостановления срока исковой давности вследствие обстоятельства непреодолимой силы возможны в некоторых случаях и не для всех хозяйствующих субъектов. Именно такую позицию обозначил Президиум Верховного суда РФ в Обзоре № 1.
Один из вопросов, на который обратили внимание при подготовке Обзора, – о правовых последствиях окончания срока исковой давности в период нерабочих дней с 30 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г., также в период с 6 по 8 мая 2020 г.
По гражданскому законодательству (ст. 193 ГК РФ) возможно окончание срока исковой давности в период праздничных нерабочих дней или в выходные дни, если из условий обязательства следует, что оно должно быть исполнено в определенный день (вне зависимости от того, является он рабочим или нерабочим). Несмотря на введение ограничительных мер, правило ст. 193 ГК РФ сохраняет...