Top.Mail.Ru

Учет военнообязанных, сверка и отчетность в военкомат

Частичная мобилизация, объявленная в конце сентября Президентом РФ, выявила, что многие организации либо совсем не ведут воинский учет, либо делают это из рук вон плохо. А ведь военно-учетная работа – это обязанность всех работодателей, независимо от форм собственности. Если компания не делает этого или подает ошибочные сведения, то может попасть под штрафные санкции. Рассказываем, что понимается под воинским учетом, какие документы следует оформлять, как отчитываться перед военкоматами, как сверять с ними сведения.

Необходимость организации воинского учета в компании установлена Федеральным законом от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Кто подлежит воинскому учету? Оказывается, далеко не только мужчины. В Положении о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 1, указано, что воинскому учету подлежат:

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

2) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно окончившие обучение в военных учебных центрах, на военных кафедрах при федеральных вузах или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва или в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах (военкоматах);
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности, указанные в приложении 1 к Положению о воинском учете.

Помимо вышеупомянутых документов, специалисту, ответственному за ведение воинского учета в компании, стоит ознакомиться:

  • с Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 2 ;
  • Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Минобороны России от 22.11.2021 № 700 3.

Согласно Методическим рекомендациям воинский учет подразделяется на общий и специальный. Большинство организаций ведет общий, так как специальному подлежат военнообязанные, которые:

  • бронируются за органами госвласти, местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
  • проходят службу в ОВД, войсках национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения на должностях рядового и начальствующего состава.

Обязанности работодателя в рамках воинского учета

По общему правилу за состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения о воинском учете). Поэтому если в компании не назначен сотрудник, ответственный за военно-учетную работу, то необходимо это сделать. Как правило, это лицо, занимающееся кадровым учетом в компании, или сотрудник службы безопасности. Рекомендуемая форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Обратите внимание: таким приказом не только определяется ответственное лицо, но также указывается, на кого будут возложены обязанности в случае его временного убытия (в командировку, на лечение и пр.), а также даются указания начальнику отдела кадров организовать воинский учет в компании.

Ответственный за ведение воинского учета в организации выполняет следующие обязанности:

1) при трудоустройстве проверяет у гражданина военный билет (при обнаружении в нем недостачи страниц, опечаток или подозрении на подделку передает эти сведения в военкомат в произвольной форме, а также оповещает сотрудника о необходимости лично явиться в военкомат), смотрит, есть ли отметка в паспорте «военнообязанный»;

2) актуализирует специальные карточки сотрудников (по форме № 10, приведенной в приложении № 22 к Инструкции);

3) представляет в военкомат установленную отчетность и проводит с ним сверку (см. Таблицу 1);

4)...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Чем хорош налоговый мониторинг

С 1 января 2016 года в НК РФ был введен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Эта новая форма налогового контроля была призвана заменить традиционные проверки правильности исчисления и уплаты налогов на основе удаленного доступа налоговых органов к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности. Сам по себе налоговый мониторинг не влияет на объем налоговых обязательств компании, однако является инструментом, который позволяет снизить риски нарушения налогового законодательства. В статье практикующий юрист рассказывает, кому доступен налоговый мониторинг, что он собой представляет, какие преимущества дает.

Обязательно ли оформление спецификаций по договорам поставки в рамках ГК РФ?

После проведения камеральной проверки ИФНС указала в акте, что к договору поставки не оформлялись спецификации (договором оформление спецификаций не предусмотрено). В частности, что неоформление спецификаций в том числе свидетельствует о формальности отношений между покупателем и контрагентом. Обязательно ли оформление спецификаций по договорам поставки в рамках ГК РФ?

Какие льготы положены участникам СВО и членам их семей

Государство продолжает вести политику поддержки участников СВО (мобилизованных, добровольцев и кадровых военнослужащих). Регулярно принимаются новые нормативные акты, дающие преференции указанным лицам и членам их семей. Перечисляем основные меры поддержки в финансовой, налоговой, трудовой и социальной сферах. Рассказываем, какие выплаты полагаются участникам СВО, на какие гарантии и при каких условиях могут рассчитывать их дети и супруги, какие послабления для них существуют в налогообложении, кредитной сфере и т.д. Отдельно отмечаем, когда на льготы имеют право только мобилизованные в рамках частичной мобилизации, служащие по контракту и добровольцы.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Судебные споры, связанные с мобилизацией

В конце сентября в нашей стране были начаты мобилизационные мероприятия, связанные с призывом на военную службу в Вооруженные Силы РФ. Несмотря на небольшой промежуток времени, уже появилась судебная практика, которую мы проанализировали и выделили интересные споры. В частности, о том, в какой суд обращаться в конкретной ситуации; что именно можно оспаривать: направление повестки или решение военкомата; когда требуется доверенность для обращения в суд. Комментируем также споры, связанные с отсрочкой от призыва, оспариваем решения призывной комиссии и заключения военно-врачебной комиссии. Даем рекомендации, как поступить в сложных ситуациях.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Что ждать от 2023 года?

Последние три года были не самыми простыми для бизнеса. Санкции, пандемия, СВО, мобилизация, еще больше санкций. Власти делают все, чтобы нивелировать проблемы, вводят антикризисные меры, разрешают параллельный импорт и временный перевод сотрудников к другому работодателю на период простоя, оперативно вносят изменения в законодательство, где-то ужесточая ответственность, а где-то, напротив, смягчая. Журнал «Юридический справочник руководителя» поговорил с экспертами, попросив их подвести итоги уходящего года и рассказать о том, на что нужно обратить внимание в наступившем 2023 году руководителям и юристам, к каким изменениям готовиться в налоговом, уголовном, корпоративном и трудовом праве.