Top.Mail.Ru

Электронные подписи и машиночитаемые доверенности в вопросах и ответах

Наше издательство и сайт delo-press.ru 09.04.2024 провели онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД». Для выступления мы пригласили ведущих экспертов. По итогам мероприятия публикуем ответы на интересные вопросы слушателей, которые дали спикеры в ходе семинара.

Проблема: есть Устав банка в формате .pdf, подписан ЭП ФНС. Естественно, на момент подписания ЭП действительна, проходит все проверки на сервисах проверки ЭП. Прошел год. Появилась необходимость получения нотариально удостоверенной копии Устава. При направлении Устава.pdf и подписи.sig проверка не проходит. Бинго! Подпись недействительна, срок действия подписи истек. И что делать?

Ответ: Действительно, срок действия сертификата классической усиленной квалифицированой электронной подписи (УКЭП или КЭП) составляет минимум 1 год. На практике удостоверяющие центры часто выдают УКЭП не на 12, а на 15 месяцев. Чтобы по истечении этого срока гарантированно иметь возможность подтвердить юридическую силу электронного документа, надо использовать усовершенствованные форматы электронной подписи (см. Рисунок). В случае если сертификат УКЭП истек и изначально документ был подписан без метки времени (см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; далее – Закон № 63-ФЗ), условие действительности электронной подписи выполнено не будет. Именно для этого и введено в Закон № 63-ФЗ понятие метки доверенного времени.

В данном случае единственный вариант – подписывать Устав новой электронной подписью, на этот раз – усовершенствованной.

Рисунок. Структура усовершенствованной подписи представляет собой несколько форматов, наложенных друг на друга слоями (архивные форматы на примере CAdES)

Фрагмент документа

Статья 11 «Признание квалифицированной электронной подписи» Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;

2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен 1;

3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ.

Отметим такую тонкость: обычная УКЭП по истечении 1–1,5 лет не становится недействительной, скорее, встает вопрос о том, как правильно организовать проверку «исторической» подписи, – а этот момент у нас пока до конца не проработан ни технически, ни законодательно. Приведем аналог: когда истекает срок действия доверенности, это не означает автоматически, что все документы, которые были подписаны на ее основе, становятся недействительными. Этот вопрос надо решать технически и прорабатывать на законодательном уровне. Не должны наши коллеги-пользователи «методом научного тыка» выяснять, когда подпись будет признана, а когда нет.

Итак, сейчас, если вы гарантированно хотите, чтобы ваш документ через 1–1,5 года после получения сертификата УКЭП «не превратился в тыкву», надо использовать...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Получаем УКЭП в ФНС России

Рассказываем, кому налоговая инспекция выдает усиленную квалифицированную электронную подпись, куда можно обратиться помимо ФНС России, какие документы представить, в какие сроки будет готова электронная подпись, кто может ее получить на организацию, каков срок действия ключей электронной подписи, где и для чего можно использовать УКЭП.

Автоматизируем оформление командировок

Автор делится наработками своей компании по оформлению командировок в электронном виде: от подачи заявки на командировку и ее обеспечение, издания приказа и до составления отчетов (авансового и о командировке). Алгоритм работы объясняется пошагово, в деталях (с таблицей и схемами). Даются советы, что можно перевести в электронный вид (часть процесса идет в «1С:», другая – в СЭД), какие плюсы это дает. Приведены примеры оформления конкретных документов.

Можно ли на втором листе документа оставить только подписи, если они не поместились на первом?

Если при составлении акта подписи не помещаются на одном листе, то правильно ли помещать весь текст на первом листе, а на втором оформлять только подписи? Или лучше 1–2 строки текста акта все-таки разместить на втором листе перед подписями? Но тогда на первом листе внизу будет большое пустое нижнее поле. Как правильнее? Аналогичный вопрос часто возникает и с другими документами, например с приказами и письмами.

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Как контрагенты могут обменяться доверенностями на получение материальных ценностей по ЭДО

Как правильно и в каком виде сторонам можно обмениваться с контрагентами доверенностями по ЭДО на получение ТМЦ? Если использовать доверенность по унифицированным формам, то там обязательна подпись поверенного, что затруднительно организовать, если получение товара осуществляется водителем транспортной компании, нанятым для перевозки. Как при этом подтвердить факт передачи товара?

Что станет с действительностью доверенности после изменения данных лица, которое в ней указано

Если в доверенности указано несколько человек поверенных и в течение срока действия доверенности у одного из них изменились Ф.И.О. или паспортные данные, то доверенность будет недействительна полностью или только в части данных конкретного человека?

Судебная доверенность: правила оформления и отмены

Как руководители организаций, так со своей стороны и юристы регулярно сталкиваются в работе с оформлением доверенностей: на получение товарно-материальных ценностей, представление интересов компании в различных госорганах, в том числе судах и др. В этой статье рассказываем, что учесть при составлении текста судебной доверенности, как сформулировать полномочия для разных судебных дел, отменить доверенность в случае конфликта с представителем и пр. В статье приводится 12 образцов документов, а также формулировок в доверенности и иные связанные с ними документы.

Доверенность без указания срока действия

Можно ли выдать доверенность на представление интересов юридического лица в различных инстанциях без указания срока ее действия?