В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратилась с иском к бывшему директору общества о взыскании в конкурсную массу более 2,5 млн руб. Ранее эту сумму директор брала со счетов компании, но доказательства встречного представления отсутствовали, не было подтверждения, что эти средства потрачены на нужды компании или возвращены в кассу и на счета. По мнению управляющего, спорная сумма – причиненный ответчиком ущерб обществу.
Суды согласились с этим: именно руководитель обязан доказать, что при исполнении обязанностей действовал законно и разумно, не причинил вменяемого ущерба организации (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 62). Снятие спорной суммы со счетов ответчица не отрицала, но и не привела доказательств расходования средств на нужды организации. Суду она предоставила авансовые отчеты на сумму почти 1,8 млн руб. с приложенными к ним документами (чеками, накладными и т.п.). Однако из них не следовало, что приобретенные товары и понесенные расходы не были направлены на личные нужды. Тем более закупки носили двойственный характер: например, приобретение автомобильного топлива, таблеток для посудомоечных машин, клея, фанеры и других товаров, приобретение которых для нужд общества не было очевидно.
Не предоставила директор и подтверждение возврата денежных средств на счета общества или получение их в связи с иными обстоятельствами, в т.ч. в качестве дивидендов как участник общества. При таких обстоятельствах и при отсутствии доказательств встречного предоставления снятую со счета общества сумму суды квалифицировали как убытки, причиненные директором обществу, поскольку утрата должником ликвидного актива (денежных средств) явилась следствием неразумных и недобросовестных действий руководителя (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2023 № Ф07-7905/2023 по делу № А56-22933/2022).