Top.Mail.Ru
Если среди ваших работников есть учащиеся учебных организаций (неважно, получают ли они высшее или только среднее профессиональное образование), вы обязаны предоставить им учебный отпуск, причем часто его еще придется оплатить. Кому полагается такой вид дополнительного отпуска? Какие условия необходимо соблюсти? Какие документы составить? Читайте об этом в материале нашего автора.

Трудовое законодательство содержит гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173–177 ТК РФ). Одной из таких гарантий является дополнительный отпуск, в котором работодатель отказать сотруднику не может. Давайте разберемся, в каких случаях и кому полагается учебный отпуск? Какая должна быть у него продолжительность, в каких ­случаях его нужно оплатить и каким образом оформить?

Кто имеет право на учебный отпуск

Помимо ежегодного оплачиваемого отпуска, работодатель обязан предоставить сотруднику, совмещающему работу с обучением (или только поступающему в учебное заведение), еще и учебный отпуск. Причем в некоторых случаях этот вид дополнительного отпуска предоставляется с сохранением среднего заработка.

Условия, при которых предоставляется учебный отпуск.

1. Работник получает образование соответствующего уровня впервые (ч. 1 ст. 177 ТК РФ). Другими словами, например, отпуск на второе высшее профессиональное образование сотруднику не полагается.

К исключениям можно отнести, во-первых, ситуацию, когда сотрудника, уже имеющего профессиональное образование определенного уровня, направил для получения образования сам работодатель, и это оговорено в трудовом или ученическом договоре, подписанном между работодателем и сотрудником. И, во-вторых, если эта гарантия установлена коллективным договором (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 167-О, письмо Минтруда России от 08.11.2013 № 14-1-187).

2. Сотрудник учится по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ). Проверить, имеет ли образовательная организация госаккредитацию, можно в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/). Соответствующая информация (реквизиты свидетельства и ведомство, выдавшее его) должна также содержаться в справке-вызове1, которую составляет ­образовательная ­организация и передает учащемуся.

Кстати, и в этом случае работодатель может предоставить учебный отпуск работнику, даже несмотря на отсутствие государственной аккредитации, однако указанная льгота должна быть прописана либо в ­коллективном, либо трудовом договоре (ч. 6 ст. 173, ч. 6 ст. 174, ч. 3 ст. 176 ТК РФ).

3. Для работника, который просит учебный отпуск, ваша компания является основным местом работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ). Если работающий студент трудится на условиях совместительства, то на требуемое для сдачи сессии время ему придется оформлять отпуск без сохранения ­заработной платы.

Одним из условий предоставления учебного отпуска является также и то, что сотрудник успешно осваивает образовательную программу (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ). Однако критериев успешности обучения ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержат. На практике считается, что работник проходит обучение успешно, если за ним нет академических задолженностей и он допущен к сессии, соответственно представил справку-вызов из учебного заведения.

Имейте также в виду, что по общему правилу, если работник обучается по очной форме, то учебный отпуск ему не оплачивается. Если же учеба осуществляется по очно-заочной (вечерней) или заочной форме, то при выполнении перечисленных выше условий его нужно будет оплатить (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Какие отметки ставятся на приказах с грифом «ДСП»

Разбираем, какие организации могут использовать гриф «ДСП» на своих документах, какие нормативные акты следует изучить, если компания помечает документ таким грифом; сколько подлинников документа под грифом «ДСП» можно издавать, как делать копии и указывать их количество; где именно на приказе проставляется отметка и что именно надо писать.

Правила оформления трафаретного текста, анкеты и таблицы

Кадровым специалистам часто приходится оформлять документы, которые идут на стол первому лицу компании и другим топ-менеджерам и впоследствии нередко становятся доказательствами в спорах с работниками или при претензиях проверяющих. Поэтому так важно составлять документы универсально, чтобы читающий сразу понял, о чем речь, сделал верные выводы и принял на основе составленного документа решение. Даем рекомендации по составлению текста-трафарета или текста-анкеты, которые можно использовать для заявлений, уведомлений, заявок и прочих кадровых документов. Предлагаем советы по оформлению таблиц, основанные на ГОСТ. Например, где и как формируются заголовки, подзаголовки, графы и номера; как разделить слишком длинную по горизонтали или вертикали таблицу; как указывать название и номер таблицы; как вносить числовые данные и повторяющиеся значения, выравнивать содержимое ячеек и пр.

Как закон о защите персданных распространяется на архивные документы

Документы с персональными данными находятся под защитой закона о персданных. А что происходит с документами, когда они становятся архивными? Распространяется ли на них указанный закон и если да, то в какой части? Когда документ становится архивным? Как защищаются персональные данные, содержащиеся в таком документе? А как защищаются персданные при ответе архива на запросы граждан, в том числе и за границу? Автор анализирует нормативную базу и отвечает на указанные вопросы.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Заполняем вкладыш к трудовой книжке

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее следует вшить вкладыш. Между тем, несмотря на то, что вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка, при его заполнении возникает множество вопросов, которые автор и рассмотрела в статье. По наиболее интересным моментам мы представляем вам комментарии специалиста Роструда.