Top.Mail.Ru
Поскольку периодичность составления штатного расписания законодательством РФ не урегулирована, работодатель может сам определять, на какой период действия оно будет составлено. Как правило, его утверждают один раз и при необходимости вносят изменения. Например, в случаях введения или исключения штатных единиц, структурных подразделений, перевода должностей (профессий) из одного структурного подразделения в другое, изменения окладов, тарифных ставок, надбавок, ­переименования подразделения или должности (профессии). Разберемся в процедуре.

Штатное расписание в любой компании применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности работников организации. Поэтому если в них происходят какие-либо изменения (например, введение или исключение штатных единиц, перевод должностей из одного структурного подразделения в другое, изменение окладов и пр.), возникает необходимость внесения изменений в сам документ. Разберемся, как это оформить.

Начнем с того, что штатное расписание относится к организационным документам и является актом, который обязательно должен быть в любой компании. В трудовом законодательстве не содержится четкой формулировки о необходимости для работодателя оформлять такой документ, но штатное расписание упоминается в ст. 15 ТК РФ (которая включает определение трудовых отношений) и в ст. 57 ТК РФ, согласно которой обязательным для включения в трудовой договор условием является трудовая функция, а именно: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. Кроме того, ссылка на штатное расписание содержится в п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69, где отмечается, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. Поэтому отсутствие штатного расписания проверяющие органы зачастую расценивают как нарушение законодательства о труде и охране труда и накладывают административную ответственность, ­применяя ст. 5.27 КоАП РФ.

Унифицированная форма данного документа предусмотрена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, однако согласно разъяснениям Минфина РФ, представленным в информации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”», применение этой формы носит ­рекомендательный характер.

Напомним, с 01.01.2013 формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению (кроме кассовых документов). Первичные учетные документы теперь могут быть составлены по формам, утвержденным самой компанией, которая уполномочена определять состав этих документов и перечень лиц, имеющих право их подписывать. Также работодатели теперь при необходимости могут включать в документы и ­дополнительные реквизиты.

Штатное расписание в любой организации применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности работников, поэтому оно выполняет несколько функций:

  • дает возможность наглядно увидеть организационную структуру компании (ее структурные подразделения);
  • определяет штатную численность работников в структурных подразделениях и количество штатных единиц по каждой должности ­(профессии);
  • содержит информацию о размере оплаты труда по каждой должности (профессии) и размере фонда оплаты труда в разрезе структурных подразделений, а также компании в целом;
  • позволяет отслеживать вакансии.

Поскольку основополагающим моментом при составлении штатного расписания является организационная структура предприятия (это совокупность звеньев...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Оформляем работу по субботам

Увольняется специалист. Замену ему нашли в последний день. Работа сложная, много специфики. В общем, дела передали, а знания – ​нет. Старый работник согласен помогать еще пару месяцев, но только по субботам (на новом месте работы тоже стандартная пятидневка). Новый работник хочет всему у него научиться. Как проводить эти «субботники»? Что необходимо учесть? Какой вариант более выгоден работодателю при оформлении трудовых отношений с новым сотрудником (работа в выходной, совместительство, изменение режима рабочего времени)? Как избежать необходимости оплаты переработок? Какие есть механизмы выхода на норму рабочего времени? Стоит ли рассматривать вариант с заключением договора гражданско-правового характера (ГПХ)? Как поступить, если увольняющийся работник не сдержит слово, а документы о допработе уже оформлены? В статье подробно разбираем эту ситуацию и связанные с нею вопросы. Ведь столкнуться с ней может любой кадровик. Приводим образцы формулировок для трудовых договоров с прежним и новым сотрудниками о работе по совместительству на период передачи дел, условий об установлении особого режима работы.

Устанавливаем неполное рабочее время

Для сохранения рабочих мест работодатель может ввести режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели на период до шести месяцев. Изучим пошагово, что для этого нужно сделать: определить основания, издать приказы, уведомить об изменениях сотрудников, оповестить госорганы, составить ­допсоглашения, предложить вакансии и пр.

Можно ли не индексировать зарплату в кризис?

Нормами трудового законодательства не предусмотрено единого способа индексации заработной платы. Коммерческие компании самостоятельно определяют, как, когда и на сколько производится индексация. Из-за этого многие работодатели допускают злоупотребления, а некоторые так и вовсе полагают, что не обязаны индексировать зарплату. Давайте разберемся, можно ли уклониться от этой ­обязанности и как это сделать наиболее безболезненно.

Спецоценка условий труда: как избежать штрафа

Рассмотрим, как подготовиться к спецоценке, какие мероприятия организовать, кого включить в комиссию по ее проведению, на что обратить внимание при составлении перечня рабочих мест, а также как выбрать специализированную организацию для спецоценки. Поясним отличия существующих правил от ранее действовавшей процедуры аттестации. Затем пошагово опишем, что нужно сделать после проведения спецоценки, как утвердить отчет, ознакомить с ним ­работников и применить результаты на практике.

Оформляем повышение заработной платы

С начала нового года руководство организации частенько повышает заработную плату. Например, в связи с индексацией. Но бывают и другие причины, допустим, успешный квартальный или полугодовой отчет, по итогам которого начальство хочет повысить должностные оклады особо отличившимся сотрудникам. О том, как оформить повышение заработной платы всем сотрудникам компании или только одному, какие документы и в какой последовательности составить и подписать, вы узнаете из статьи.

Спецоценка условий труда: как избежать штрафа

Рассмотрим, как подготовиться к спецоценке, какие мероприятия организовать, кого включить в комиссию по ее проведению, на что обратить внимание при составлении перечня рабочих мест, а также как выбрать специализированную организацию для спецоценки. Поясним отличия существующих правил от ранее действовавшей процедуры аттестации. Затем пошагово опишем, что нужно сделать после проведения спецоценки, как утвердить отчет, ознакомить с ним ­работников и применить результаты на практике.

Оформляем работу по субботам

Увольняется специалист. Замену ему нашли в последний день. Работа сложная, много специфики. В общем, дела передали, а знания – ​нет. Старый работник согласен помогать еще пару месяцев, но только по субботам (на новом месте работы тоже стандартная пятидневка). Новый работник хочет всему у него научиться. Как проводить эти «субботники»? Что необходимо учесть? Какой вариант более выгоден работодателю при оформлении трудовых отношений с новым сотрудником (работа в выходной, совместительство, изменение режима рабочего времени)? Как избежать необходимости оплаты переработок? Какие есть механизмы выхода на норму рабочего времени? Стоит ли рассматривать вариант с заключением договора гражданско-правового характера (ГПХ)? Как поступить, если увольняющийся работник не сдержит слово, а документы о допработе уже оформлены? В статье подробно разбираем эту ситуацию и связанные с нею вопросы. Ведь столкнуться с ней может любой кадровик. Приводим образцы формулировок для трудовых договоров с прежним и новым сотрудниками о работе по совместительству на период передачи дел, условий об установлении особого режима работы.

Солдат спит, а служба идет, или Кем заменить отпускника

Есть несколько вариантов временно заменить отсутствующего работника, за которым сохраняется рабочее место, – временный перевод, внешнее или внутреннее совместительство, совмещение профессий (должностей). Разберемся с юридическими нюансами, плюсами и минусами, а также процедурой оформления каждого из них.