Прием на работу бывшего чиновника (государственного или муниципального служащего) имеет свои особенности. Пошагово разберем, что нужно сделать кадровому работнику при приеме на работу такого сотрудника или при заключении с ним гражданско-правового договора, а также какая ответственность грозит работодателю в случае нарушения установленных требований.
В некоторых случаях организация, принимая на работу бывшего государственного или муниципального служащего1, несет ряд обязанностей перед бывшим работодателем. Давайте разберемся, что это за обязанности, в каких случаях они возникают и как обезопасить себя от ответственности, установленной законом за нарушение требований.
Прием на работу бывшего чиновника (государственного или муниципального служащего) имеет свои особенности. В этом случае нужно руководствоваться нормами не только ТК РФ, но и иных нормативных правовых актов. В частности, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Согласно ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона № 273-ФЗ бывших чиновников условно можно разделить на три категории:
- государственные и муниципальные служащие, замещавшие должности, не включенные в специальные перечни2. У них нет никаких обязательств ни перед новым работодателем, ни перед работодателем по последнему месту службы. У нового работодателя в этом случае так же отсутствуют обязательства перед работодателем по последнему месту службы чиновника.
- чиновники, замещавшие должности, включенные в специальные перечни, однако в их должностные обязанности не входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую они трудоустраиваются. Такие сотрудники имеют обязательства перед новым работодателем, но не имеют обязательств перед работодателем по последнему месту службы. Соответственно у нового работодателя при приеме их на работу возникают обязательства перед работодателем по последнему месту службы;
- чиновники, замещавшие должности, включенные в специальные перечни, и в их должностные обязанности входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую они трудоустраиваются. Они имеют обязательства как перед новым работодателем, так и перед работодателем по последнему месту службы. Новый работодатель в этом случае также имеет обязательства перед работодателем по последнему месту службы.
Сказанное сведем в таблицу.
Таблица. Обязанности бывшего чиновника и работодателя
Итак, что же нужно сделать кадровому работнику при приеме на работу недавнего госслужащего? Рассмотрим поэтапно.
Заключаем трудовой договор
1. Уточняем, состоял ли бывший чиновник на государственной или муниципальной службе в последние два года
Сотрудник, должность которого была включена в специальный Перечень, обязан сообщить новому работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).
Причем, в каком виде должно быть сообщение (устном или письменном), закон не уточняет. Для решения этого вопроса новый работодатель может предусмотреть в анкете организации, которую гражданину можно предложить заполнить при приеме на работу, специальный раздел (Пример 1).
Пример 1. Фрагмент анкеты при трудоустройстве