Бумажные документы для дистанционного работника
Какие документы в бумажном виде должен предоставить работодатель дистанционному работнику?
До введения ограничительных мер в связи с COVID-19 во многих регионах России практически никто из работодателей массово не переводил сотрудников на удаленную работу. Однако с наступлением пандемии это пришлось делать большинству организаций уже по требованию властей. В последующем многие осознали плюсы такой занятости и стали более активно к ней прибегать. И потому нормы о регулировании дистанционного труда приобрели особую актуальность. Как показала практика, много вопросов в ТК РФ изначально не было урегулировано, и потому законодатель с 2021 года серьезно отредактировал главу 49.1 ТК РФ 1.
См. статью «Как изменилась дистанционная работа с 2021 года» в № 1’ 2021
См. статью «Типичные нарушения законодательства о труде в период пандемии и ответственность за них» в № 5’ 2021
Поэтому судебную практику, связанную с разрешением споров, вытекающих из дистанционного характера труда, можно разделить на два периода: до внесения изменений в главу 49.1 ТК РФ и после.
В старой редакции ТК РФ отсутствовало регулирование таких вопросов, как:
Поэтому при разрешении споров суды вначале руководствовались теми положениями, которые на тот момент были закреплены в главе 49.1 ТК РФ, а также общими нормами трудового законодательства.
После внесения изменений в ТК РФ регулирование вопросов увольнения дистанционных работников стало более детализированным, суды стали опираться на новые нормы.
Анализ судебной практики показал, что как ранее, так и сейчас суды при разрешении споров, касающихся дистанционной работы, обращают внимание на следующие факторы:
Выделим несколько направлений споров, связанных с «удаленкой».
Не любую работу можно выполнять дистанционно. Об этом периодически забывают не только работники, но и работодатели. Также иногда возникает путаница между понятиями «дистанционная работа» и, например, «разъездной характер работы». К дистанционной работе можно отнести только ту работу, которую работник может выполнять непосредственно в удобном для себя месте, не связанном с местом нахождения работодателя, его объектов, покупателей, клиентов и пр., например дома. Если его служебные обязанности связаны с тем, что он выезжает на объекты, на встречи к клиентам, то это разъездной характер работы.
В одном из дел суд признал увольнение работника незаконным, т. к. работодатель незаконно применил дистанционный режим работы к сотруднику, чья трудовая функция не может осуществляться удаленно. Соответственно, в такой ситуации будет незаконным увольнение по дополнительным основаниям, предусмотренным ст. 312.5 ТК РФ, поскольку они установлены только для дистанционных работников.
Судебная практика
Суд восстановил сотрудника на работе, взыскал оплату вынужденного прогула. Истец работал монтажником по подключению корпоративных клиентов. Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору он якобы осуществлял свои трудовые обязанности дистанционно. Дополнительным соглашением также были установлены следующие основания для увольнения работника по инициативе работодателя:
Также в обязанности работника согласно дополнительному соглашению входили следующие:
Суд признал увольнение незаконным, указав, что выполняемая истцом трудовая функция не могла осуществляться с использованием телекоммуникационных сетей, поскольку требовала непосредственного присутствия работника на месте выполнения строительно-монтажных работ. А значит, истец не мог быть уволен по дополнительным основаниями расторжения трудового договора, установленным в соответствии со ст. 312.5 ТК РФ, раз они устанавливаются исключительно для дистанционных работников.
Дополнительные основания расторжения трудового договора влекут возможность немотивированного увольнения работника по инициативе работодателя, что ухудшает положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством основаниями прекращения трудового договора, а потому положения соглашения в данной части применению не подлежали (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2021 № 88-14291/2021 по делу № 2-2688/2020).
После объявления режима самоизоляции для многих компаний продолжение рабочего процесса стало возможно только в условиях дистанционной работы сотрудников. Работодатели столкнулись со сложностями их перевода на «удаленку». Было непросто выстроить рабочий процесс, своевременно уведомить сотрудников о продолжении работы и о ее формате. Аналогичная проблема возникла и при возвращении с дистанционной работы обратно в офис.
Составлению уведомлений надо уделять пристальное внимание. См. статью «Уведомление о сокращении: формулировки, которые помогут в споре с работниками» в № 10’ 2019
Составлению уведомлений надо уделять пристальное внимание. См. статью «Все об уведомлениях работников» в № 9’ 2020
Часть споров была связана с трудом в объявленные Президентом РФ нерабочие дни, и акцент в судах делался на уведомление сотрудников о необходимости продолжения работы в офисе, если предприятие относилось...
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Какие документы в бумажном виде должен предоставить работодатель дистанционному работнику?
За контроль исполнения поручений и документов в срок часто в организации ответственен отдел делопроизводства. Как отделу кадров взаимодействовать с отделом делопроизводства в случае увольнения сотрудника, за которым числятся неисполненные поручения и ответы на документы? Как мотивировать руководителей структурных подразделений выполнять свою часть работы? Когда составляется акт приема-передачи документов и дел, а также как в таких ситуациях помогут отчет об исполнительской дисциплине и служебная записка?
Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.
Переход на электронный кадровый документооборот неизбежно привел к росту числа трудовых споров, связанных с использованием электронных документов при оформлении трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Работодателям полезно изучать дела, в которых суды рассматривали различные аргументы сторон и делали свои значимые для практики выводы.
По ТК РФ работодателю в конкретных случаях необходимо уведомлять работников в определенный срок. Свели в таблицу перечень случаев, о которых ТК РФ требует работодателя предупреждать работника в письменном виде под подпись (с указанием сроков, нарушение которых может дорого обойтись организации). Объяснили, как оформлять уведомления на бумаге (11 примеров): дали состав обязательных реквизитов, образцы готовых документов, варианты оформления отметки о получении документа работником и отметки с его ответом на предложение работодателя. Показали журнал регистрации уведомлений. Разобрались со сложным вопросом документирования факта и даты выполнения работодателем своей обязанности, если работник отказывается расписываться в получении уведомления на экземпляре работодателя.
С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.
Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.
Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.