С кем необходимо согласовывать номенклатуру дел?
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Аспект составления и оформления номенклатуры дел был раскрыт в статье Веры Иритиковой «Разработка номенклатуры дел: классика жанра»
О составлении номенклатуры дел на 2013 год читайте в статье Полины Шалатоновой «Составляем номенклатуру дел на следующий год»
Читайте ответ на вопрос про номенклатуру дел, содержащих коммерческую тайну.
Номенклатура дел организации в современных условиях является многофункциональным документом, т.к. она:
Конкретная номенклатура дел организации является основным инструментом правильного формирования и систематизации документального фонда. Она используется для группировки исполненных документов в дела, обеспечивает формирование и оформление дел по установленным правилам, закрепляет сроки хранения документов организации, облегчает поиск документов, их учет и сохранность. На основе номенклатуры дел осуществляется подготовка документов к передаче на архивное хранение, и процесс составления описей дел и актов о выделении документов к уничтожению существенно ускоряется при использовании правильно разработанной номенклатуры дел.
В условиях внедрения систем электронного документооборота (СЭД)правильно разработанная номенклатура дел может играть роль основного организационного документа и классификационного справочника, обеспечивающего типизацию маршрутов документопотоков, идентификацию и управление документами, а также выбор материального носителя информации для создания документов.
И, наконец, если руководство организации понимает, что документы являются активом и единственным доказательством прав собственности, законности принятых решений, передачи прав, наследования, слияния, поглощения и т.п., а также качества управления по показателям, применяемым в корпоративном управлении, то номенклатура дел используется как один из инструментов обеспечения этой доказательной базы.
Номенклатура дел как систематизированный перечень наименований дел, формируемых в организации, с указанием сроков их хранения, находится в зоне ответственности службы делопроизводства.
В четвертом квартале каждого календарного года номенклатура дел должна быть уточнена, переоформлена, представлена первому руководителю организации для утверждения, чтобы с 1 января следующего календарного года она вступила в действие и стала нормативным документом. Таким образом, номенклатура дел каждый год переутверждается, а пересматривается и пересоставляется существенным образом 1 раз в 5 лет, а также в случае коренного пересмотра направлений деятельности, функций и структуры организации. Не реже чем раз в 5 лет, а также в случае изменения структуры и функций номенклатура дел государственного органа, органа местного самоуправления или организации, которые являются источниками комплектования государственного или муниципального архива, подлежит согласованию с экспертно-проверочной комиссией (центральной экпертно-проверочной комиссией) этих архивных учреждений.
Поскольку руководители организации от всех подразделений, в том числе и от службы делопроизводства, требуют составления планов работы и отчетов об их исполнении, рекомендуем ежегодно планировать организацию работы с номенклатурой дел. Планы работы всех подразделений в современных организациях обсуждаются на производственных совещаниях, транслируются всем сотрудникам, а иногда и во внешнюю среду организации. Поэтому переутверждение и разработка номенклатуры дел в ежегодном и пятилетнем циклах может постепенно стать плановым мероприятием и для других структурных подразделений, поможет сотрудникам и руководителям подразделений реально осознать ответственность за образующиеся в их деятельности документальные фонды и в целом будет способствовать внедрению концепции управления документами в соответствии с требованиями российских и международных стандартов.
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Показываем, как отразить в номенклатуре дел бумажные, электронные приложения к протоколам и аудиовидеозаписи заседаний коллегиальных органов. Сколько и где хранить эти записи. Организации важно определиться, в каком статусе она будет хранить фото-, аудио-, видеозаписи – что она будет переводить в статус аудиовизуальных документов со всеми вытекающими последствиями. Поводом для статьи стал вопрос читателя.
Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.
Может ли организация увеличить срок хранения документов с «короткого» (до 10 лет), предписанного Перечнем 2019 г., до постоянного? Как это оформить в номенклатуре дел? Какова специфика у организаций, которые являются источниками комплектования государственных / муниципальных архивов и которые таковыми не являются?
В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.
Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.
Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.
Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.