Приказ Минтранса России от 08.08.2018 № 296 утвердил Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее – Порядок, Приказ Минтранса России). Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что он является обязательным:
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки);
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
Из буквального толкования указанной нормы следует, что и в случае осуществления перевозок сотрудников для собственных нужд легковыми автомобилями организации необходимо обеспечить проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Однако, на наш взгляд, такое требование приказа является неправомерным. Дело в том, что в соответствии с преамбулой данного документа он принят во исполнение п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но этот нормативный акт содержит формулировку, существенно отличающуюся от использованной в приказе: так, при осуществлении перевозок для собственных нужд контроль технического состояния требуется осуществлять только в случае использования для этих целей автобусов и грузовых автомобилей. Соответственно, Приказ Минтранса России существенно (и необоснованно, поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу) расширяет сферу применения Порядка.
Отметим, что Конституционный Суд РФ в определении от 29.01.2019 № 234-О использовал формулировку п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения: «…из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся… проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей…».
На основании изложенного полагаем, что в случае попыток привлечения юридического лица к административной ответственности в связи с несоблюдением требований Порядка судебные перспективы для организации благоприятны. Вместе с тем, если ставится задача не допустить самой возможности предъявления подобных претензий со стороны контролирующих органов, юридическое лицо может принять меры для организации проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. В этом случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в п. 10–11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.