Top.Mail.Ru
Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Табличная часть описи дел

Табличная часть описи состоит из граф. Для документов постоянного хранения их 6, для документов по личному составу – 7 (дополнительная графа «Срок хранения»). См. Пример 5 на стр. Х текущего номера журнала и фрагмент Правил 2023 года 1 с рекомендуемой формой описи дел в 1-й части статьи в предыдущем номере журнала.

Традиционно названия граф в «шапке» таблицы выполняются 1 раз на 1-м листе описи дел. На 2-м и последующих листах ее заменяет строка с номерами граф. Однако в связи с оцифровкой архивных документов, в т.ч. описей дел, архивные учреждения могут настаивать на том, чтобы «текстовая шапка» таблицы была на каждом листе (тогда необходимость в строке с номерами граф отпадает).

Напомним, что Правила 2023 года являются нормативным правовым актом, однако формы описей дел в них являются рекомендуемыми. Поэтому лучше проконсультироваться в «своем» архивном учреждении, особенно если ваше предприятие является источником его комплектования, – может, есть какие-то региональные указания на этот счет.

Разделы описи дел

Обязательный элемент заголовка раздела описи – описываемый год (см. «1» в Примере 5). Дополнительно в названии раздела может указываться структурное подразделение. Сразу оговоримся, что это не установлено Правилами 2023 года, а следует из преемственности систематизации дел в номенклатуре дел и в описи дел: названиями разделов номенклатуры дел становятся названия структурных подразделений, и они же перетекают в описи дел. Если же номенклатура дел составлена не по структурному, а по функциональному признаку, то наименования разделов номенклатуры в опись дел не переносятся.

Пример 2

ООО «Сыроварня № 1» имеет в штате директора, бухгалтера, сыроделов, менеджера по продажам и водителя – как видите, на предприятии нет структурных подразделений. Разделам номенклатуры присвоены названия «Руководство», «Бухгалтерский учет», «Производство», «Кадровое обеспечение», «Транспортное обеспечение» и «Продажи». Эти названия не стоит переносить в опись в качестве разделов, т.к. это – функции, а не названия структурных подразделений организации, ответственных за перечисленные в разделах номенклатуры документы.

По функциональному признаку номенклатуры дел могут строиться не только в малых, но и в крупных организациях. Хотя чаще разделами номенклатуры все-таки делают структурные подразделения, в которых образуются дела.

Строки описательной части

Ранее, до появления компьютеров, описи печатались на пишущей машинке, и в условно-табличной форме создавалась только «шапка» описи, а последующие строки печатались без разделительных вертикальных и горизонтальных линий (см. Пример 3), визуально разделять ячейки таблицы помогал увеличенный интервал между ними. Теперь же каждый элемент описательной части описи расположен в своей ячейке с нарисованными границами (см. Пример 5).

Пример 3. Фрагмент табличной части описи дел, заполненный на печатной машинке

При заполнении табличной части описи дел следует помнить, что согласно правилам русского языка точка в конце последней строки каждой ячейки не ставится. Однако точка может стоять внутри заголовка дела, имеющего сложную структуру, например: «Перспективный план социально-экономического развития Московской области до 2017 года. Том. 1. Промышленность». Но после последнего слова точка не ставится!

Расстояние от текста до верхней и нижней границы ячейки ничем не регламентировано. Однако мы рекомендуем оставлять его побольше – так текст более удобочитаем. Если в программе, в которой набирается опись дел, вы не можете настроить отступ от текста до границ ячеек таблицы, то можно, например, после текста принудительно ставить в ячейке пустую строку.

Порядковый номер дела в описи дел – см. отметку «2» в Примере 5. Если это первое описание дел в истории организации, то порядковый номер первого дела будет 1. Если же составляемый годовой раздел является продолжением утвержденной...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что делать, если опись дел утрачена?

Разбираем ситуацию, когда единицы хранения на месте, но отсутствует учетный документ – годовой раздел описи дел, по которому они были переданы в архив организации. Показываем алгоритм действий для источников и неисточников комплектования: где искать опись и как восстановить документ, если его все-таки не нашли, что отразить в предисловии к описи.

Составление описи дел (часть 1)

Начинаем подробный разговор об оформлении описи дел – показывать будем на примере описи дел по личному составу, дадим оптимальный алгоритм действий и предупредим о тонкостях в сложных ситуациях. В этом номере журнала разбираем следующие вопросы: по какой форме составлять данный документ? когда стоит указывать сокращенное наименование организации? какие наименования организации указать в верхнем левом углу и в грифе утверждения, если название в описываемый период отличается от текущего? а что делать, если оно изменилось в течение описываемого периода? кто и какие номера фонда и описи указывает на этом документе, какие буквенные индексы при этом обычно используют? и др.

Приемы прошивки архивного дела

В № 10 за 2024 год журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии» на стр. 94 показан способ прошивки дела при подготовке его на постоянное хранение в архив. Но мы делаем иначе, потому что: – когда мы прошиваем верхнюю корочку, впоследствии она быстро изнашивается, а если плотный картон, то затрудняется пролистывание и копирование документов; – отступ 2 см от левого края тоже усложняет копирование – придется часто расшивать дело. В своей практической деятельности мы не прошиваем верхнюю корочку, а пришиваем листы дела к нижней корочке. Отступ от левого края делаем 1,5 см.

Аудиовизуальные электронные документы в описи дел

В каких описях следует отражать такие электронные документы, как тексты выступлений руководства на мероприятиях, презентации для докладов на совещаниях в формате Power Point, фотографии, видеозаписи заседаний и мини-фильмы об истории организации. В архивных Правилах 2023 г. существенно изменили форму описи электронных документов (по сравнению с фигурировавшей в предыдущих Правилах 2015 г.). Показываем на примере, как ее надо заполнять данными аудиовизуальных документов. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Личные дела и должностные инструкции работников в вопросах и ответах

Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.