Top.Mail.Ru
Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Табличная часть описи дел

Табличная часть описи состоит из граф. Для документов постоянного хранения их 6, для документов по личному составу – 7 (дополнительная графа «Срок хранения»). См. Пример 5 на стр. Х текущего номера журнала и фрагмент Правил 2023 года 1 с рекомендуемой формой описи дел в 1-й части статьи в предыдущем номере журнала.

Традиционно названия граф в «шапке» таблицы выполняются 1 раз на 1-м листе описи дел. На 2-м и последующих листах ее заменяет строка с номерами граф. Однако в связи с оцифровкой архивных документов, в т.ч. описей дел, архивные учреждения могут настаивать на том, чтобы «текстовая шапка» таблицы была на каждом листе (тогда необходимость в строке с номерами граф отпадает).

Напомним, что Правила 2023 года являются нормативным правовым актом, однако формы описей дел в них являются рекомендуемыми. Поэтому лучше проконсультироваться в «своем» архивном учреждении, особенно если ваше предприятие является источником его комплектования, – может, есть какие-то региональные указания на этот счет.

Разделы описи дел

Обязательный элемент заголовка раздела описи – описываемый год (см. «1» в Примере 5). Дополнительно в названии раздела может указываться структурное подразделение. Сразу оговоримся, что это не установлено Правилами 2023 года, а следует из преемственности систематизации дел в номенклатуре дел и в описи дел: названиями разделов номенклатуры дел становятся названия структурных подразделений, и они же перетекают в описи дел. Если же номенклатура дел составлена не по структурному, а по функциональному признаку, то наименования разделов номенклатуры в опись дел не переносятся.

Пример 2

ООО «Сыроварня № 1» имеет в штате директора, бухгалтера, сыроделов, менеджера по продажам и водителя – как видите, на предприятии нет структурных подразделений. Разделам номенклатуры присвоены названия «Руководство», «Бухгалтерский учет», «Производство», «Кадровое обеспечение», «Транспортное обеспечение» и «Продажи». Эти названия не стоит переносить в опись в качестве разделов, т.к. это – функции, а не названия структурных подразделений организации, ответственных за перечисленные в разделах номенклатуры документы.

По функциональному признаку номенклатуры дел могут строиться не только в малых, но и в крупных организациях. Хотя чаще разделами номенклатуры все-таки делают структурные подразделения, в которых образуются дела.

Строки описательной части

Ранее, до появления компьютеров, описи печатались на пишущей машинке, и в условно-табличной форме создавалась только «шапка» описи, а последующие строки печатались без разделительных вертикальных и горизонтальных линий (см. Пример 3), визуально разделять ячейки таблицы помогал увеличенный интервал между ними. Теперь же каждый элемент описательной части описи расположен в своей ячейке с нарисованными границами (см. Пример 5).

Пример 3. Фрагмент табличной части описи дел, заполненный на печатной машинке

При заполнении табличной части описи дел следует помнить, что согласно правилам русского языка точка в конце последней строки каждой ячейки не ставится. Однако точка может стоять внутри заголовка дела, имеющего сложную структуру, например: «Перспективный план социально-экономического развития Московской области до 2017 года. Том. 1. Промышленность». Но после последнего слова точка не ставится!

Расстояние от текста до верхней и нижней границы ячейки ничем не регламентировано. Однако мы рекомендуем оставлять его побольше – так текст более удобочитаем. Если в программе, в которой набирается опись дел, вы не можете настроить отступ от текста до границ ячеек таблицы, то можно, например, после текста принудительно ставить в ячейке пустую строку.

Порядковый номер дела в описи дел – см. отметку «2» в Примере 5. Если это первое описание дел в истории организации, то порядковый номер первого дела будет 1. Если же составляемый годовой раздел является продолжением утвержденной...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 2)

Мы разобрались в сложном вопросе, потому что в действующих архивных Правилах 2023 года не дана четкая технология действий. Поэтому на практике поступают по-разному. Мы описали все эти варианты и пояснили, от чего зависит выбор каждого их них, какие + и – надо учитывать. Если обнаружены документы, которые составляют отдельные дела или тома дел за тот период, за который документы уже сданы в архив, то можно действовать по-разному: внести изменения рукописно в первоначальный вариант описи дел, оформить отдельный документ – дополнение к описи дел или дополнительную опись, можно даже полностью переработать опись. Объясняем, в каком порядке действовать; как составить акт об обнаружении неучтенных документов или дел; как нумеровать новые единицы хранения; оформлять лист-заверитель этих дел; как корректировать итоговую запись к годовому разделу описи дел; надо ли подписывать, согласовывать и утверждать эти изменения.

Каким образом передавать электронные документы в государственные и муниципальные архивы

Что сейчас тормозит прием-передачу электронных документов в архивные учреждения. Какая нормативная база уже есть и что ожидаем в ближайшем будущем. Как развивается работа на специальной государственной платформе «Центр хранения электронных документов» – какой прорыв в технологических решениях нас ожидает до конца 2030 года.

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 1)

В этом номере журнала рассказываем, как действовать, если дело уже сформировано, прошито, включено в уже утвержденную опись дел и передано в архив, а после этого в подразделении обнаружились документы, которые должны были быть подшиты в это дело. Объясняем, как вшить или вклеить новые листы в ранее обработанное дело, перенумеровать все листы, оформить новый лист-заверитель, что исправить на обложке дела, как отразить изменения в описи дел.

Составление описи дел (часть 3)

Показываем, как можно оформить титульный лист и предисловие к годовому разделу описи дел. Могут ли быть описаны документы разных лет в одном годовом разделе. Как отразить изменение наименования организации. Кто может составлять опись дел, кто ее должен согласовать и утвердить. Какие требования содержат Правила 2023 года, что они не конкретизируют, как в результате делают эту работу на практике. Какие элементы справочного аппарата к описи дел стоит составлять к каждому годовому разделу, а какие только после завершения описи (кроме титульного листа и предисловия могут потребоваться перечень переименований и изменения подведомственности, оглавление, список сокращений, указатели). Когда опись дел можно завершить.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.

Личные дела и должностные инструкции работников в вопросах и ответах

Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 1)

Проследим преемственность учетно-справочных данных – покажем, как они «перетекают» из номенклатуры дел в описи дел и на обложку дела, как заполняются книга учета поступления и выбытия дел, лист фонда, список фондов и реестр описей дел. Сначала покажем стандартный вариант учета дел в архиве, установленный новыми архивными Правилами 2023 года, а потом разберем, как можно действовать в нестандартных ситуациях. В этом номере журнала читайте 1 часть подробной статьи, где мы разберем заполнение итоговой записи к номенклатуре дел, описи дел и обложки дел – то, что получается «на выходе» по окончании делопроизводственного года.