Top.Mail.Ru
Разбираем ситуацию, когда единицы хранения на месте, но отсутствует учетный документ – годовой раздел описи дел, по которому они были переданы в архив организации. Показываем алгоритм действий для источников и неисточников комплектования: где искать опись и как восстановить документ, если его все-таки не нашли, что отразить в предисловии к описи.

В настоящей статье разберем вопрос, который никогда и никакими правилами работы архивов не рассматривался, т.к. по умолчанию предполагается, что проблемы, о которой мы сейчас говорим, не может быть в принципе. Однако жизнь порой преподносит такие сюрпризы, что не устаешь удивляться. Признаемся сразу: ситуация из практики, и, столкнувшись с этим казусом, пришлось действительно задуматься, а как же поступить? Но давайте сначала опишем сложившуюся ситуацию.

Пример 1. Ситуация

На предприятии было обнаружено, что отсутствует годовой раздел 1 описи дел по личному составу, включающий единицы хранения с номера 16 по номер 24. При проведении проверки наличия установлено, что единицы хранения с номерами 16–24 фактически находятся в архиве предприятия – технически обработаны и размещены в первичных средствах хранения, оснащенных надлежащим образом оформленными ярлыками. Архивные шифры на делах имеются. Но годового раздела описи нет! Что в этом случае делать работнику архива? Ведь очевидно же, что этот годовой раздел должен (был) быть!

Сразу отметим, что не будем искать причину, почему такое произошло, т.к. они могут быть самые разные. Просто постараемся составить алгоритм действий работника архива на случай такого форс-мажора. Итак, с чего начинать?

Где искать годовой раздел описи дел

Правильным местом хранения является дело «Описи дел <название и номер фонда>». Такое дело заводится отдельно для каждого архивного фонда, хранимого организацией. Бывает, что дополнительно его разделяют на разные дела по видам описей: описи дел по личному составу, постоянного и временного хранения могут собираться в разные дела (т.к. у них разные сроки хранения).

Внутри дела годовые разделы описей должны располагаться в порядке их окончательного оформления (утверждения руководителем организации) по нарастающей. Обычно поначалу дело формируется в обратной хронологии: первый годовой раздел снизу, последний сверху. После того как опись будет закрыта – 9 999 дел – она переформировывается в правильной (прямой) хронологической последовательности.

Прежде всего, нужно убедиться, что разыскиваемого годового раздела описи действительно нет не только в соответствующем деле (папке), но в архиве в принципе. Это особенно важно, когда в архив приходит «новенький» и нет возможности задать вопрос предыдущему работнику архива. Иногда достаточно просто пересмотреть все шкафы / ящики / полки / папки, в которых хранятся все учетные документы архива, – случается, что документ просто «положили не туда». Также необходимо осмотреть визуально шкафы / полки / короба / папки непосредственно в архивохранилище – а вдруг именно этот раздел описи просто «забыли» убрать на место? Такой вот «человеческий фактор» :)

Не нашли в архиве? Двигаемся дальше. Следующий шаг – убедиться, что утвержденная руководителем опись дел не дожидается вас у его секретаря или в службе делопроизводства. Если, например, утеряна опись дел по личному составу, то можно поискать ее еще и в кадровой службе или в бухгалтерии – т.е. в структурных подразделениях, ответственных за документы, отраженные в «утерянной» архивом описи.

Кроме того, на предприятии обязательно должна быть создана экспертная комиссия (далее – ЭК), которая рассматривает годовые разделы описей...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Составление описи дел (часть 2)

Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Составление описи дел (часть 1)

Начинаем подробный разговор об оформлении описи дел – показывать будем на примере описи дел по личному составу, дадим оптимальный алгоритм действий и предупредим о тонкостях в сложных ситуациях. В этом номере журнала разбираем следующие вопросы: по какой форме составлять данный документ? когда стоит указывать сокращенное наименование организации? какие наименования организации указать в верхнем левом углу и в грифе утверждения, если название в описываемый период отличается от текущего? а что делать, если оно изменилось в течение описываемого периода? кто и какие номера фонда и описи указывает на этом документе, какие буквенные индексы при этом обычно используют? и др.

Приемы прошивки архивного дела

В № 10 за 2024 год журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии» на стр. 94 показан способ прошивки дела при подготовке его на постоянное хранение в архив. Но мы делаем иначе, потому что: – когда мы прошиваем верхнюю корочку, впоследствии она быстро изнашивается, а если плотный картон, то затрудняется пролистывание и копирование документов; – отступ 2 см от левого края тоже усложняет копирование – придется часто расшивать дело. В своей практической деятельности мы не прошиваем верхнюю корочку, а пришиваем листы дела к нижней корочке. Отступ от левого края делаем 1,5 см.

Аудиовизуальные электронные документы в описи дел

В каких описях следует отражать такие электронные документы, как тексты выступлений руководства на мероприятиях, презентации для докладов на совещаниях в формате Power Point, фотографии, видеозаписи заседаний и мини-фильмы об истории организации. В архивных Правилах 2023 г. существенно изменили форму описи электронных документов (по сравнению с фигурировавшей в предыдущих Правилах 2015 г.). Показываем на примере, как ее надо заполнять данными аудиовизуальных документов. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Составление описи дел (часть 2)

Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Личные дела и должностные инструкции работников в вопросах и ответах

Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.