Конкретно и по пунктам перечислены правила этикета делового общения в сети: по электронной почте, в мессенджерах (WhatsApp, Telegram и др.), а также в соцсетях, которые уже сформировались на практике. Быть может, вы еще не обо всех знаете. Дополните свой образ элегантностью культурного человека цифровой эпохи, ведь «ничто не стоит так дешево, и не ценится так дорого, как вежливость».
В век цифровизации, когда каждый день превращается в онлайн-трансляцию, когда мы планируем свое время и тратим деньги с помощью телефона и интернета, трансформируются многие процессы в жизни человека, особенно коммуникационные. Общение людей, будь то личное или деловое, переходит в онлайн-формат. И если с личным общением в сети дела обстоят достаточно просто – каждый в зависимости от степени «близости» собеседника определяет нормы, то с деловым общением ситуация сложнее.
Трансформация общения
10 лет назад мой рабочий день начинался с проверки почты в Outlook, переписки с коллегами в самописной корпоративной ICQ и проверки распечаток выгрузки банковских приходов по клиентам около общей доски объявлений. У каждого из нас на столе стоял стационарный телефон, и мы умели перехватывать и переводить звонки друг на друга.
5 лет назад Outlook все так же был неотъемлемой частью деловой жизни, однако корпоративное общение перешло в корпоративный Skype, где можно было устраивать собрания, не выходя из своего кабинета, а выгрузки бухгалтерия присылала на рабочую почту.
Сейчас мой рабочий день начинается с запуска CRM-системы, проверки задач сотрудников и ответов на вопросы именно в ней, а вся рабочая коммуникация происходит в чатах в мессенджерах. О рабочем телефоне как «о возможности спросить» забыла уже давно. Живое общение осталось лишь во время собраний.
Вот так незатейливо произошла трансформация делового общения из живого формата в цифровой. Вместе с этим переходом начали стираться границы статусов и должностей, слова великого и могучего русского языка «заболели коверканьем и сокращениями», а деловой этикет, как горящий лайнер, до сих пор пытается спасти то, что уцелело после «цифровой революции».
Мессенджеры и цифровой этикет
Сейчас во многих компаниях в качестве основного средства взаимодействия используют мессенджеры 1: WhatsApp и Telegram – два наиболее распространенных в нашей стране приложения, как для личного, так и корпоративного пользования.
Среди знатоков лидирует Telegram. Программа бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами, что позволяет использовать ее и на своем телефоне, и на компьютере в офисе. Есть также онлайн-версия. Отличительная особенность этой программы – защита данных пользователей. Вся информация проходит протокол шифрования данных алгоритмами криптографической защиты.
WhatsApp не так хорошо защищен, но более популярен, чем Telegram. Согласно исследованиям холдинга «Ромир», уже который месяц WhatsApp уверенно лидирует в рейтинге использования мобильных приложений.
Его зеленый значок узнают даже пенсионеры и дети. Действительно, бесплатный быстрый обмен сообщениями, аудио-, видеозвонками, документами завоевал мировую любовь. Для использования в корпоративных целях, как правило, устанавливают приложение на компьютер или используют онлайн-версию. Программа также бесплатная, поддерживается практически любыми устройствами и операционными системами.
Рисунок 1. Рейтинг приложений по версии исследовательского холдинга «Ромир»
Переход живого общения в мессенджеры имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы – это возможности: решить рабочие вопросы оперативно, даже находясь вне офиса; быть на связи тогда, когда кто-то из собеседников не может говорить (например, можно согласовать вопрос, когда руководитель на встрече; тихо подсказать...