Почему совещание может стать бестолковым пожирателем времени, многие уже знают. Про «мозговой штурм» многие слышали. Мы же предлагаем вам еще одну методику коллективной выработки решений (в т.ч. нестандартных в кризисной ситуации, стратегического характера, продуманных с разных сторон за счет активного включения в общую работу специалистов совершенно разного профиля) – о «Знаниевом реакторе» вам расскажет его автор. Эта методика уже показала свою эффективность в образовании, в бизнесе, муниципальном управлении и научно-исследовательских институтах. Попробуйте запустить такой реактор и у себя.
Когда это выручит
Распространенной проблемой дискуссий (что в бизнесе, что в науке, что в управленческих госструктурах) является движение обсуждения по кругу. Люди один за другим долдонят о своих проблемах, богатом внутреннем мире, лично им кажущихся важными вещах, друг друга не слышат, и так несколько раз подряд. На совещаниях частенько включается монолог руководителя или нескольких лиц, «усыпляющий» остальных «слушателей», которые не вовлечены в обсуждение.
Как разбудить людей и включить их в активный поиск решений, их детальную проработку? Оказывается, выход есть! Технология «Знаниевый реактор» была разработана для организации коллективной мыследеятельности еще в 2008 году. Она хорошо работает при построении стратегий, в рамках исследования и моделирования «образа будущего», т.к. позволяет добиться конструктивного диалога специалистов разных сфер. Это происходит благодаря понижению информационного сопротивления за счет определенных протоколов коммуникации (неких «правил игры»). Поэтому запуск «Знаниевого реактора» может повысить эффективность совещания, переговоров, конференции, работы экспертного совета.
Знаниевые машинки (на данный момент разработано порядка 10 модификаций) применяются в управлении, когда существует кризисная ситуация или необходим принципиально новый подход, проект, нетрадиционное решение проблемы или нетривиальный выход из ситуации. Эти коммуникативные игропрактики опробованы в ОтУ Сколково, применяются бизнесом, успешно используются при вовлечении общественности в обсуждение насущных вопросов развития территорий. Они направлены на результат – на новые договоренности, новое понимание, а не на формальный отчет. Вот примеры последних крупных проектов с применением «Знаниевого реактора»:
- 2019 г. – экспресс-форсайт «Редкоземельные элементы: возможности и рынки» в Санкт-Петербурге;
- 2019 г. – экспресс-форсайт «Стратегия развития туризма горнолыжного курорта Домбай» в Карачаево-Черкессии;
- 2018-2019 гг. – реализация проекта Президентского гранта «Создание и апробация пилотного популярного прогностического курса “Тренды 2.0.” (Открытый университет Будущего) на основе сочетания дистанционного образовательного процесса с очными интерактивными практиками»;
- 2017 г. – организация проекта с ГК «Росатом» «Прогностическое изучение городов, в которых расположены организации атомного энергопромышленного комплекса и иные организации атомной отрасли».
Правила коммуникации знаниевых машинок
Применение различных машинок быстрого мышления и открытой коммуникации («знаниевый реактор», «знаниевый коллайдер», интерактивные игры, «вертушки коммуникации») возможны, только если руководители участвуют в этой практике вместе с подчиненными и на момент участия выполняют заданные на короткие промежутки времени правила коммуникации. Все участники на время работы в реакторе отказываются от личных амбиций и равно доброжелательны ко всем окружающим.
Ведущим реактора может быть человек, усвоивший процедуру ведения и подготовивший содержательные вопросы для нескольких смен позиций в реакторе. Желательно, чтобы роль ведущего выполнял не руководитель компании или муниципального образования.
Вторая важная фигура, внешняя по отношению к машинке, – Сборщик. Это аналитик, который способен за короткое время собрать материал или часть материала, выработанного участниками, в самосогласованный текст тезисов или схему. С этим результатом игры имеет дело аналитическая группа, которая будет работать после реактора.
Ведущий и Сборщик являются «служителями» реактора, а не его лидерами с особым мнением. Главным в работе знаниевых машинок является коллективно наработанный материал понимания проблемы, новые методы и новые фокусы решений (без оценки, кто именно первый их предложил).
В коллективе, где нельзя организовать уважение людей друг к другу хотя бы на 1,5 часа, реактор проводить не следует. Знаниевые машинки работают на позитивном сотворчестве людей, а не на критике или методологическом распредмечивании.
Общие правила коммуникации:
- выделите сущность проблемы;
- будьте открыты, когда слушаете;
- употребляйте уважительные слова и спокойную интонацию;
- понижайте протокольность (приверженность правилам коммуникации) при коммуникационных сбоях (когда сбоит формат общения, люди друг друга «не слышат» или дискуссия разваливается);
- повышайте протокольность при содержательных сбоях (когда формата общения не хватает, чтобы полностью охватить содержание или продвинуться вперед).
Назовем еще несколько полезных правил выстраивания содержательного обсуждения. Следует жестко различать разные типы вопросов:
1) содержательные (к сути того, что говорил докладчик, «что Вы имели в виду, когда…»);
2) на понимание («а правильно ли я понял, что…») и
3) тупиковые («скажите, а у нас вот автобус уже месяц как не ходит, так вот мне по этому поводу думается, что…»).
Первый тип вопросов всегда допустим, он развивает дискуссию.
Второй тип является...