Показываем варианты построения системы согласования с использованием СЭД, они буквально выстраданы на практике.
Как сформировать оптимальный перечень согласующих лиц. Как выстроить матрицу согласования (какие документы описывать индивидуально, как применять метод «больших корзин», как быть с неучтенными в матрице документами). Какие резолюции по результатам согласования в какой логике стоит использовать и каким проблемам тут надо дать заслон (например, чтобы под видом несущественных замечаний не выдавались существенные – согласующие порой грешат этим, чтобы им не пришлось участвовать во 2-м цикле согласования и проверять учет ранее выданных замечаний; чем опасно согласование «по умолчанию», которое есть в некоторых СЭД, и др. нюансы).
По каким критериям регламентировать срок согласования каждым участником процесса: кроме объема документа можно учитывать его вид, цикл согласования и должность согласующего. Можно еще установить общий дедлайн разработки документа (при его наступлении процесс придется начинать заново, зато и устаревший проект не будет подписан) – это мотивирует участников!
Какой лучше выбрать способ внесения правок в проект. Кому направлять его повторно на 2-м и последующих циклах согласования.
Какая отчетность позволит оперативно мониторить ситуацию.
Правильно выстроенные и отлаженные бизнес-процессы на предприятии дают ему существенное конкурентное преимущество, способствуя точности и оперативности решения вопросов. В то время как слабые, хаотичные процессы влекут за собой обратный эффект, в т.ч. снижение мотивации сотрудников – ведь любой форс-мажор выбьет всех из колеи, создаст суету, аврал и, возможно, ругань, что в итоге сильно демотивирует.
В августе прошлого года мы показали примеры реализации алгоритмов автоматизированного делопроизводства в СЭД в 2 вариантах:
- неграмотная организация (с указанием негативных последствий, рисков) и
- оптимальная с использованием современных технологий, которые убирают выявленные проблемы.
Теперь предлагаем подробнее остановиться на одном из основных процессов делопроизводства, влияющем на принятие решений, – согласовании документов: детально разобрать возможные варианты его реализации, какие «подводные камни» могут встретиться, к каким негативным последствиям могут привести допущенные ошибки и как можно их избежать, следуя наиболее корректным вариантам реализации.
Среди делопроизводственных процессов именно согласование вызывает множество разногласий и споров на этапе его проектирования:
- с одной стороны – процесс должен максимально защитить руководство предприятия от выпуска некорректного документа и его негативных последствий: финансовых, юридических и прочих рисков;
- а с другой стороны – процесс не должен быть избыточно нагроможденным для его участников.
Особое место в дискуссиях занимают вопросы способа внесения замечаний в документ и логики повторного согласования по результатам замечаний.
Сразу сделаем оговорку, что процесс согласования документов мы будем рассматривать для его реализации в СЭД, т.к. большинство организаций уже автоматизировало эту работу и описанные нами полезные нюансы сможет внедрить у себя.
Необходимый перечень участников согласования
Приоритетным подходом в решении данной задачи является разработка и утверждение матрицы согласования документов (далее – МС).
Что представляет собой этот документ? Основное назначение МС – консолидировать информацию о составе документов, подлежащих согласованию, разбив их на основные категории и утвердив для каждой из них перечень согласующих лиц. Таким образом формируется некий справочник, содержащий категории документов и состав согласующих лиц для каждой из них. Он очень удобен в дальнейшей работе, т.к. позволяет быстро и однозначно определить состав согласующих лиц для конкретного документа. Сюда можно включить и срок, который отведен на согласование каждому участнику.
Насколько подробной будет МС – решают на каждом предприятии по-своему.
Простейшая МС может содержать верхнеуровневый перечень категорий документов и стандартный состав согласующих, например:
- перечень категорий документов соответствует их видам:
- договоры,
- приказы по основной деятельности,
- переписка с контрагентами,
- доверенности,
- служебные записки
- и другие виды документов в зависимости от специфики организации;
- стандартный перечень согласующих, как правило, включает всех руководителей верхнего уровня (уровня подчинения руководителю предприятия).
Нюансы:
- неудобство такого подхода в том, что в ряде случаев согласование будет носить формальный характер, например договор закупки оборудования поступит на согласование в т.ч. директору по персоналу, который фактически не имеет отношения к затрагиваемым в документе вопросам. Тем не менее такой подход практикуется в первую очередь из-за универсальности внедрения. Его можно рассматривать как стартовый с перспективой дальнейшей доработки;
- ниже мы рассмотрим и другие подходы к формированию МС, но сразу сделаем оговорку: при любом подходе учитывайте важное правило – необходимо разделять документы по основной деятельности и по личному составу, обеспечив необходимую конфиденциальность по кадровым документам (для них состав участников процесса согласования ограничен и содержит только специалистов, допущенных к этой конфиденциальной информации).
Следующим шагом по доработке и оптимизации МС может стать более подробная разбивка каждой категории документов на подкатегории (разновидности документов) и индивидуальный набор согласующих для каждой из них.
Нюанс: практика показала, что разнести все многообразие документов по строкам МС практически невозможно, да и попросту нецелесообразно – получится слишком большой перечень, в котором работники попросту запутаются.
Можно порекомендовать следующие подходы при формировании подробных МС:
- выделить отдельными строками наиболее значимые и часто востребованные разновидности документов для того, чтобы исполнители могли легко находить их в справочнике и быстро запускать на согласование (см. п. 1.1, 1.3, 1.8, 1.9 в Примере 2);
-
другие виды документов можно объединять в обобщенные категории по принципу «больших корзин», когда для них един перечень согласующих. При этом необходимо расшифровать, что входит в эту «корзину»: можно дать обобщенное название группе документов, а можно просто перечислить конкретные виды и разновидности входящих в нее документов (см. п. 1.25 в Примере 2).
Рассмотрим разбивку на категории на примере договоров.
Пример 1. Разбивка договоров на отдельные категории в матрице согласования
Обобщенные категории договоров в МС:
- трудовой договор, а также договор гражданско-правового характера с физическим лицом, договор о полной индивидуальной материальной ответственности с работником (здесь просто объединили в одну группу несколько видов договоров с одинаковым перечнем согласующих лиц);
- социальный договор, а также договоры на личное, медицинское страхование работников, медицинское и санаторно-курортное обслуживание (здесь несколько видов договоров объединили в группу с названием «Социальный договор», при этом расшифровали, какие именно виды договоров сюда входят);
- лицензионный договор, в т.ч. сублицензионный, договор сертификации (опять просто перечислили виды договоров, объединив их в группу по принципу схожести набора согласующих лиц).
А это категории документов в МС для отдельных разновидностей часто встречающихся документов с уникальным набором согласующих лиц:
- договор оказания охранных услуг;
- договор займа;
- договор банковской гарантии
- и др.