Top.Mail.Ru

Переходим на ЭДО с иностранными партнерами: преимущества и риски

Рассказываем, какую экономию времени и денег дает переход на юридически значимый электронный документооборот (ЭДО) с зарубежными контрагентами. Приводим данные Евразийского банка развития, ФТС России и др. Объясняем, как легализовать свою электронную подпись на территории другого государства и иностранную электронную подпись в нашей стране; с партнерами из каких стран российский бизнес может перейти на электронный документооборот благодаря налаженной инфраструктуре и что делать, если интересующей вас страны в этом списке нет. Поясняем оставшиеся вопросы при переходе на трансграничный электронный документооборот и даем алгоритм действий для подключения к трансграничному ЭДО.

Оптимизация накладных расходов и повышение оперативности бизнес-процессов – понятные способы улучшения рентабельности бизнеса. Существенной статьей накладных расходов и причиной задержек, связанных с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), среди прочего является бумажный документооборот, который сопровождает трансграничную хозяйственную деятельность. Это и сами бумажные документы, от которых вполне можно отказаться в пользу электронных, и время на их пересылку, и стоимость этой пересылки, и особенности их предоставления в органы власти, зачастую предполагающие прямое общение с должностными лицами. Повышенная вероятность ошибок и большая цена таких ошибок в бумажных документах возможна, даже если они готовятся с использованием системы электронного документооборота (СЭД), когда рабочий процесс предполагает множественный ввод одних и тех же данных, а бизнес-процесс территориально распределен, то есть документы готовятся, подписываются в бумажном виде на значительном удалении от мест, где они предъявляются и проверяются.

Уже никому не надо доказывать преимущества цифровизации бизнеса и перехода на электронный документооборот. Правда, есть вопросы относительно возможности делать это при пересечении государственных и таможенных границ. Чтобы решиться на трансграничный юридически значимый электронный документооборот (ТЮЗЭДО), как правило, нужно для себя ответить на следующие вопросы:

  • в чем преимущества?
  • есть ли работающие решения и практический опыт?
  • есть ли нерешенные вопросы?
  • как это начать использовать уже сейчас?

Компания «Газинформсервис», сотрудничая с ФНС России и ФТС России, выполняя требования ФСБ России и Минцифры России, совместно с отечественными операторами ЭДО и партнерами из других стран занимается этой тематикой с середины 2000-х годов. В конце 2023 года ряд проектов переведен в промышленную эксплуатацию. Сейчас в активной фазе находятся проекты с Арменией, Беларусью, Казахстаном и КНР, ведутся переговоры с Индией и Узбекистаном. Накопленный опыт и позволяет нам профессионально ответить на поставленные выше вопросы.

В чем преимущества?

В общем, преимущества сводятся к экономии денег и времени при переводе аналоговых процессов (создание бумажных документов, их подписание и логистика) в «цифру» для всех участников процесса работы с документом. Причем перечень участников может охватывать значительное количество звеньев цепочки Buy-Ship-Pay (покупка – ​доставка – ​оплата) и включать как хозяйствующие субъекты (бизнес), так и органы государственной власти (таможня, налоговые органы, пограничный, транспортный, ветеринарный, фитосанитарный контроль и т.д.).

Например, ГП «Центр Систем Идентификации» (Республика Беларусь) оценивает эффект от внедрения электронных товаросопроводительных документов в размере:

  • от 5 до 10 евро на каждый документ (операцию);
  • а в целом по циклу «заказ – ​доставка – ​оплата» экономия составит от 25 до 50 евро.

По оценке Евразийского банка развития, при использовании бумажной транспортной накладной (CMR) стоимость процедур для участников перевозки составляет 6,23 евро, то при переходе на электронную транспортную накладную (e-CMR) она может уменьшиться...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Возможно ли заключение договора о продаже акций иностранной компании между резидентами?

Исходя из ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании и контроле, валютные операции между резидентами запрещены, за исключением предусмотренных в указанной статье операций. Продажа акций иностранной компании относится к валютным операциям. Возможно ли заключение договора о продаже акций иностранной компании между резидентами?

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Автоматизируем оформление командировок

Автор делится наработками своей компании по оформлению командировок в электронном виде: от подачи заявки на командировку и ее обеспечение, издания приказа и до составления отчетов (авансового и о командировке). Алгоритм работы объясняется пошагово, в деталях (с таблицей и схемами). Даются советы, что можно перевести в электронный вид (часть процесса идет в «1С:», другая – в СЭД), какие плюсы это дает. Приведены примеры оформления конкретных документов.

Обязательно ли бланк письма за границу должен быть двуязычным?

Мы составляем исходящие письма на иностранном (английском) языке, в т. ч. гарантийные письма. У нашей организации утвержден отдельный бланк для писем на английском языке, отдельный бланк на русском, а не на двух языках одновременно, как говорится в п. 6.8 ГОСТ Р 7.0.97-2016. Существуют ли требования относительно оформления таких писем, ведь в наших ЛНА они отдельно не закреплены? Как верно указать дату письма на «иностранном» бланке: April 28, 2024 вместо 28.04.2024?

Как контрагенты могут обменяться доверенностями на получение материальных ценностей по ЭДО

Как правильно и в каком виде сторонам можно обмениваться с контрагентами доверенностями по ЭДО на получение ТМЦ? Если использовать доверенность по унифицированным формам, то там обязательна подпись поверенного, что затруднительно организовать, если получение товара осуществляется водителем транспортной компании, нанятым для перевозки. Как при этом подтвердить факт передачи товара?

Инкотермс 2020: практика применения

Инкотермс 2020 (Incoterms 2020) представляет собой свод торговых терминов, широко применяемых в торговом обороте коммерсантами, реализующими по договорам купли-продажи товары своим клиентам. Правила Инкотермс 2020 не имеют силы международного договора или иного нормативного документа и применяется в предпринимательской сфере в качестве обычая. Читайте о том, какова практика применения Инкотермс 2020 и какие споры возникают между участниками гражданского оборота (с конкретными примерами из судебной практики). Смотрите образец формулировки для договора поставки с использованием одного из часто встречающихся торговых терминов.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Контрагент хочет перейти на ЭДО. Как это оформить и можно ли отказать котрагенту

Контрагенты направили в адрес организации письмо о переходе на электронный документооборот. Организация пока не использует ЭДО со всеми организациями. Возможен ли и на каком основании отказ? Как организовать переход на ЭДО? Можно ли перейти на ЭДО не по всем контрагентам? Нужно ли подписывать соглашение? Как хранить документы?