Top.Mail.Ru

Директор увольняется. Как передать дела?

Руководитель организации не рядовой сотрудник. Он отвечает за все документы компании и при уходе со своего поста должен передать их следующему директору в нормальном состоянии. Поэтому так важно предусмотреть порядок действий, который упорядочит процедуру передачи документов по должности гендира. Расскажем, какие документы необходимо составить при передаче дел и документов, что в них предусмотреть, почему директору не нужно заполнять обходной лист, насколько детально следует перечислять передаваемые документы, как охарактеризовать состояние документов и пр.

Генеральный директор 1 является единоличным исполнительным органом в системе управления организацией. Его деятельность определяется действующим законодательством, уставом организации (или иным учредительным документом) и положением о его должности (при наличии последнего). Несмотря на то что одним из показателей управляемости организации является делегирование полномочий, персональную ответственность за результативность системы делегирования, за ошибки получивших полномочия и в целом за результаты деятельности несет генеральный директор.

Когда он покидает свою должность, то должен «вернуть» свою ответственность и полномочия учредителям 2 организации либо передать назначенному ими временному или уже постоянному преемнику – новому генеральному директору.

Порядок передачи

Рассмотрим оптимальный порядок действий, который даже в крупной организации поможет упорядочить процедуру передачи большого количества документов и дел по должности гендиректора. В небольших организациях какие-то ее этапы могут упрощаться, но чем больше вы будете стремиться к идеалу, тем меньше потом будет проблем, потому нужно просто взвешивать трудозатраты и возможные риски.

Если учредители приняли решение сменить генерального директора, если тот по собственному желанию покидает организацию, то в протокол общего собрания участников / акционеров (или решение единственного владельца бизнеса) необходимо включить пункт о необходимости передачи дел и назначить ее дату или период («с... по...»). Рекомендуем акцентировать внимание на формулировке данной процедуры: «подлежат приему-передаче документы и дела по должности генерального директора». Лучше, если дата фактического приема-передачи будет совпадать с последним днем работы по занимаемой должности, это и будет дата оформления и подписания соответствующего акта.

Учредители могут образовать комиссию по приему-передаче документов и дел по данной должности и сразу назначить:

  • преемника – нового гендиректора;
  • а могут в протоколе просто зафиксировать как поручение дату приема-передачи и лицо, которое примет дела по освобождающейся должности. Им может быть один из заместителей генерального директора и даже один из учредителей.

В состав комиссии по приему-передаче документов и дел, как правило, включают руководителей кадровой и юридической служб, бухгалтерии, одного из заместителей, руководителя службы делопроизводства и преемника, которому передаются дела. Руководитель службы безопасности тоже может быть включен в состав комиссии. Генеральный директор, передающий дела, в ее состав не включается.

Специальная комиссия может не создаваться, но в протоколе собрания участников / акционеров (или решении) в этом случае делается запись о передаче документов и дел «преемнику в присутствии должностных лиц организации <следует перечисление наименований должностей и фамилий>». В этом случае все равно прием-передача будет осуществляться публично,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание! Стартовала скидка
на 1-е полугодие 2023 г.

Успейте воспользоваться!

Рекомендовано для вас

Призыв работников по мобилизации: ответы на вопросы

Кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и на какой период? Что делать, если уже оформили увольнение мобилизованного работника по ст. 83 ТК РФ (до опубликования постановления Правительства РФ и поправок в ТК РФ о том, что надо приостанавливать трудовой договор, а прекращать его по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ нельзя)? Такие вопросы поступили в редакцию в сентябре–октябре 2022 года от читателей журнала в рамках сервиса предоставления бесплатных ответов на вопросы. Мы оперативно направили на них ответы, а теперь свели их воедино, в результате получилась эта статья. Среди прочего узнаете и о законопроектах, которые касаются отдельных аспектов мобилизации.

«Генеральный директор» – писать со строчной или с прописной буквы?

Согласно правилам русского языка наименования должностей оформляются строчными буквами, но при составлении документов мы должны ориентироваться на штатное расписание и Устав организации. В Уставе нашей организации наименование должности «Генеральный директор» оформлено с прописной буквы. В штатном расписании все наименования должностей также оформлены с прописной буквы, т. к. при наборе текста программа исправляет наименование на заглавную букву, и никто на это не обращает внимания. По текстам документов у нас эта заглавная буква «Г» как гвоздь торчит. При этом коллеги утверждают, что генеральный директор не должность, а орган управления. Спор идет много лет: можем ли мы отойти от этой заглавной буквы в середине предложения?

Разбираем поправки в ТК РФ в связи с частичной мобилизацией

Практически любое изменение трудового законодательства заставляет работодателей хвататься за голову. Причина паники – ​поправки в ТК РФ не успевают за положением дел, обнажают старые пробелы в законе и рождают новые. Так случилось и в этот раз. Президент РФ объявил о частичной мобилизации, депутаты срочно приняли поправки в ТК РФ, причем распространяются они на отношения с 21.09.2022, когда была объявлена мобилизация. Часть вопросов, действительно, была снята, но появились новые «серые зоны». В статье говорим про пять неурегулированных и спорных моментов, с которыми приходится разбираться.

Нужно ли сообщить в налоговую о смене паспорта руководителя ООО?

Руководитель ООО поменял паспорт в связи с достижением определенного возраста – ​45 лет. Нужно ли уведомить налоговый орган?

С какой даты считать начало полномочий генерального директора?

Решение единственного учредителя датировано 14.05.2021. В нем не указана дата вступления в должность генерального директора. Дата регистрации организации 22.05.2021. С какой даты правильно считать начало полномочий генерального директора?

Компания обезглавлена. Что делать, чтобы бизнес работал?

Любая небольшая организация держится на двух-трех ключевых фигурах. Эти люди принимают решения, их подписью эти решения претворяются в жизнь. Их отсутствие может привести к коллапсу принятия решений в рамках всей организации. Дадим ряд советов, как нивелировать последствия выбытия «ключевых фигур», если утрата контроля постоянная или временная. Расскажем, какие полномочия можно передать по доверенности, какие – ​невозможно. Когда потребуется нотариальная доверенность и как вернуть полномочия вернувшемуся директору. Приведем 8 различных образцов формулировок для документов, которые пригодятся на практике.

Разбираем поправки в ТК РФ в связи с частичной мобилизацией

Практически любое изменение трудового законодательства заставляет работодателей хвататься за голову. Причина паники – ​поправки в ТК РФ не успевают за положением дел, обнажают старые пробелы в законе и рождают новые. Так случилось и в этот раз. Президент РФ объявил о частичной мобилизации, депутаты срочно приняли поправки в ТК РФ, причем распространяются они на отношения с 21.09.2022, когда была объявлена мобилизация. Часть вопросов, действительно, была снята, но появились новые «серые зоны». В статье говорим про пять неурегулированных и спорных моментов, с которыми приходится разбираться.

Призыв работников по мобилизации: ответы на вопросы

Кто имеет право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и на какой период? Что делать, если уже оформили увольнение мобилизованного работника по ст. 83 ТК РФ (до опубликования постановления Правительства РФ и поправок в ТК РФ о том, что надо приостанавливать трудовой договор, а прекращать его по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ нельзя)? Такие вопросы поступили в редакцию в сентябре–октябре 2022 года от читателей журнала в рамках сервиса предоставления бесплатных ответов на вопросы. Мы оперативно направили на них ответы, а теперь свели их воедино, в результате получилась эта статья. Среди прочего узнаете и о законопроектах, которые касаются отдельных аспектов мобилизации.