Top.Mail.Ru

НДС и налоговая реформа – 2025: обязанности налогового агента и вычеты (часть 3)

В этой части статьи подробно на примерах рассматриваем обязанности налогового агента по НДС и вычет НДС при реализации (с особенностями уплаты НДС для упрощенцев, которые не освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС с 2025 года). Объясняем, когда у организации возникает обязанность налогового агента по НДС, какой объект налогообложения применять, какие правила используются при определении налоговой ставки в зависимости от объекта налогообложения, как определяется налоговая база, каков порядок исчисления НДС налоговыми агентами, могут ли налоговые агенты, применяющие УСН, применять по таким операциям специальные ставки НДС, в какие сроки налоговый агент оплачивает НДС. Поймете, когда возникает право на вычет у покупателя (при отгрузке, увеличении стоимости покупки после отгрузки или при внесении предоплаты), у продавца (при получении предоплаты, в случае ее возврата, при возврате покупателем товаров или отказе от работ, услуг, уменьшении стоимости отгрузки) и налогового агента.

Исполнение обязанностей налогового агента по НДС

Налоговые агенты – это организации, предприниматели или лица, имеющие частную практику, от которых НК РФ требует рассчитать налог, удержать его у российского или иностранного контрагента и перечислить в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Обязанности налогового агента по НДС

Обязанности налогового агента по НДС возникают при операциях, указанных в ст. 161 НК РФ. В указанных случаях налоговыми агентами становятся:

  1. налогоплательщики НДС на общем режиме налогообложения, УСН или ЕСХН;
  2. лица, освобожденные от обязанностей налогоплательщиков НДС по ст. 145 НК РФ;
  3. лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС из-за применения специальных налоговых режимов, в том числе:
    • организации на автоматизированной УСН;
    • предприниматели на патентной системе налогообложения, автоматизированной УСН или уплачивающие налог на профессиональный доход.

От обязанностей налоговых агентов не избавлены организации и предприниматели на УСН, которые с 2025 года стали налогоплательщиками НДС, но могут получить автоматическое освобождение. Наличие или отсутствие освобождения не избавляет их от статуса налоговых агентов по НДС при наличии операций из ст. 161 НК РФ.

Объектом налогообложения НДС для налоговых агентов является реализация имущества, работ, услуг или имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Чаще всего это одна из четырех операций:

  • приобретение у иностранного контрагента имущества, работ, услуг, имущественных прав с местом реализации в РФ (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 01.07.2024 № 03-08-05/61104);
  • аренда государственного или муниципального имущества на территории РФ (п. 3 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2024 № 03-07-11/28382, ФНС России от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@);
  • приобретение на территории РФ государственного или муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 26.03.2024 № 28-01-10/27058);
  • посредничество при продаже иностранными контрагентами имущества, работ, услуг, имущественных прав с местом реализации в РФ, за исключением услуг в электронной форме (п. 5 ст. 161, п. 10 ст. 174.2 НК РФ, письмо Минфина России от 27.04.2024 № 03-07-08/40020).

В зависимости от объекта налогообложения налоговый агент определяет налоговую базу по НДС и применяет налоговую ставку по разным правилам.

Операция 1. Приобретение у иностранного контрагента имущества, работ, услуг, имущественных прав с местом реализации в РФ. Иностранными контрагентами здесь считаются лица:

  1. или не зарегистрированные в налоговых органах РФ;
  2. или зарегистрированные в налоговых органах РФ, но только:
    • в связи с нахождением в РФ принадлежащей им недвижимости,
    • нахождением в РФ принадлежащих им транспортных средств,
    • открытием счета в банке;
  3. или зарегистрированные по месту нахождения их обособленных подразделений в РФ, если реализация происходит не через эти подразделения.

Пример 51. Реализация услуг иностранным исполнителем

Организация, применяющая УСН, приобрела юридические услуги у китайского ИП. Для целей налогообложения НДС место оказания юридических услуг определяется по месту деятельности заказчика, поэтому данные услуги считаются оказанными в РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). При их оказании возникает объект налогообложения НДС. А организация становится налоговым агентом по НДС.

Реализация может происходить разными способами – например, путем внесения вклада в имущество российской организации иностранным участником.

Пример 52. Внесение вклада в имущество иностранным участником

Китайский участник передал российской организации исключительное право на товарный знак в качестве вклада в ее имущество без увеличения уставного капитала. Место передачи исключительных прав определяется по месту ведения деятельности новым правообладателем. Поэтому имущественные права считаются переданными на территории РФ 1. Данная операция не выводится из-под налогообложения НДС на основании п. 2 ст. 146 или ст. 149 НК РФ. Значит, по факту передачи исключительного права возникает объект налогообложения НДС. А российская организация становится налоговым агентом по НДС.

При приобретении имущества, работ, услуг у контрагентов из стран – участниц ЕАЭС место реализации определяется по правилам Протокола № 18 к Договору о ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201).

Пример 53. Место реализации работ по правилам ЕАЭС

Организация, применяющая общую систему налогообложения, приобрела у казахстанской компании работы по тестированию программного обеспечения. Данные работы не указаны в п. 29 Протокола № 18 к Договору о ЕАЭС, а значит, место их реализации определяется по месту нахождения исполнителя.

Тестирование ПО не является вспомогательной работой по отношению к каким-либо основным работам или услугам, приобретенным у казахстанской компании. Тогда работы по тестированию ПО считаются выполненными не на территории РФ и не формируют объект налогообложения НДС. А у российской организации не возникает обязанностей налогового агента по НДС.

Операция 2. Аренда государственного или муниципального имущества на территории РФ 2. Речь идет о получении организацией или предпринимателем в аренду:

  • федерального имущества, имущества субъектов РФ – у органов государственной власти и управления;
  • муниципального имущества – у органов местного самоуправления;
  • имущества федеральной территории «Сириус» – у органов публичной власти федеральной территории.

Обязанности налогового агента 3 возникают как при аренде недвижимости, так и в отношении движимых объектов.

Пример 54. Аренда помещения у государства

ИП на УСН, освобожденный в 2025 году от обязанностей налогоплательщика НДС, арендует на территории РФ помещение у органа местного самоуправления.

бъект налогообложения в виде оказания арендных услуг возникает, если аренда:

  • не выводится из-под объекта налогообложения НДС на основании подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • не освобождена от налогообложения НДС по ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 20.01.2023 № 03-07-11/3898).

Тогда ИП исполняет обязанности налогового агента по НДС независимо от того, что он освобожден от обязанностей налогоплательщика НДС.

Применительно к НДС важно отличать аренду от иных сделок. Например, у арендаторов не возникает обязанностей налоговых агентов по НДС в случаях:

  • аренды федерального имущества, закрепленного за ГУПами или федеральными государственными учреждениями, кроме казенных (письмо Минфина России от 23.07.2012 № 03-07-15/87, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 19.10.2012 № ЕД-4-3/17737@);
  • получения прав на заключение договоров по размещению нестационарных торговых объектов на земельных участках или в государственной либо муниципальной недвижимости (письма Минфина России от 17.10.2023 № 03-07-11/98289, от 07.09.2020 № 03-07-11/78398);
  • реализации прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях общего пользования (письмо Минфина России от 07.12.2021 № 03-07-11/99219).

Операция 3. Приобретение на территории РФ государственного или муниципального имущества. Речь идет о выкупе организацией или предпринимателем следующего имущества, не закрепленного за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями:

  • государственного имущества, принадлежащего РФ, республике в составе РФ, краю, области, городу Москве, Санкт-Петербургу или Севастополю, автономной области, автономному округу;
  • муниципального имущества городского, сельского поселения или иного муниципального образования;
  • государственного или муниципального имущества федеральной территории «Сириус».

В указанных случаях обязанности налогового агента возникают при приобретении как недвижимости, так и движимых объектов.

Пример 55. Облагаемый выкуп помещения у государства

Организация, применяющая УСН, приобрела на территории РФ помещение из состава муниципальной казны городского поселения. По факту покупки возникают:

  • объект налогообложения НДС в виде перехода права собственности на помещение;
  • у организации – обязанности налогового агента по НДС.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

НДС и налоговая реформа – 2025 (часть 2)

В прошлом номере мы начали рассматривать в деталях налог на добавленную стоимость и его элементы. В этот раз рассказываем про реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав с учетом нововведений, вступивших в силу с 01.01.2025. В частности, подробно разбираем на конкретных примерах: объект налогообложения при реализации (когда он формируется, а когда нет), налоговую базу, порядок исчисления, налоговые ставки, включая специальные ставки НДС при УСН, момент определения налоговой базы, когда и кому понадобится раздельный учет, порядок и сроки уплаты НДС при реализации ценностей, в том числе при уплате НДС по ошибочному счету-фактуре, а также НДС при УСН при реализации по «переходящим» договорам. Приводим позиции Минфина и ФНС России, а также судов по спорным вопросам.

Когда проценты, выплачиваемые заимодавцу из Белоруссии, считаются дивидендами?

Мы получили из ИФНС требование, в котором инспекция посчитала, что проценты, которые мы выплачивали заимодавцу (являющемуся резидентом Республики Беларусь и учредителем), по факту считаются дивидендами. На «принимаемые» расходы мы эти проценты не относили, т. к. чистые активы имели отрицательное значение. Теперь, поскольку ставка по дивидендам выше, чем ставка по процентам, нам из-за такой переквалификации придется доплатить налог. Или позиция ИФНС в данном случае неправомерна?

Суд о самозанятых работниках

Многие работодатели по достоинству оценили статус самозанятого, который позволяет не вводить в штат новые единицы, а отдать выполнение определенной работы, оказание услуги на сторону по гражданско-правовому договору. Однако в погоне за минимизацией расходов можно угодить в ловушку и понести более серьезные убытки (судебные расходы, доначисление налогов и взносов, штраф и пени). Рассказываем, какие риски возникают у работодателей при привлечении самозанятых, а также анализируем, какие признаки насторожат налоговиков, ГИТ и суд.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.