Учет военнообязанных, сверка и отчетность в военкомат

Частичная мобилизация, объявленная в конце сентября Президентом РФ, выявила, что многие организации либо совсем не ведут воинский учет, либо делают это из рук вон плохо. А ведь военно-учетная работа – это обязанность всех работодателей, независимо от форм собственности. Если компания не делает этого или подает ошибочные сведения, то может попасть под штрафные санкции. Рассказываем, что понимается под воинским учетом, какие документы следует оформлять, как отчитываться перед военкоматами, как сверять с ними сведения.

Необходимость организации воинского учета в компании установлена Федеральным законом от 28.03.1998 № 53‑ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Кто подлежит воинскому учету? Оказывается, далеко не только мужчины. В Положении о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 1, указано, что воинскому учету подлежат:

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

2) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно окончившие обучение в военных учебных центрах, на военных кафедрах при федеральных вузах или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва или в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах (военкоматах);
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности, указанные в приложении 1 к Положению о воинском учете.

Помимо вышеупомянутых документов, специалисту, ответственному за ведение воинского учета в компании, стоит ознакомиться:

  • с Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 2 ;
  • Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Минобороны России от 22.11.2021 № 700 3.

Согласно Методическим рекомендациям воинский учет подразделяется на общий и специальный. Большинство организаций ведет общий, так как специальному подлежат военнообязанные, которые:

  • бронируются за органами госвласти, местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
  • проходят службу в ОВД, войсках национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения на должностях рядового и начальствующего состава.

Обязанности работодателя в рамках воинского учета

По общему правилу за состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения о воинском учете). Поэтому если в компании не назначен сотрудник, ответственный за военно-учетную работу, то необходимо это сделать. Как правило, это лицо, занимающееся кадровым учетом в компании, или сотрудник службы безопасности. Рекомендуемая форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Обратите внимание: таким приказом не только определяется ответственное лицо, но также указывается, на кого будут возложены обязанности в случае его временного убытия (в командировку, на лечение и пр.), а также даются указания начальнику отдела кадров организовать воинский учет в компании.

Ответственный за ведение воинского учета в организации выполняет следующие обязанности:

1) при трудоустройстве проверяет у гражданина военный билет (при обнаружении в нем недостачи страниц, опечаток или подозрении на подделку передает эти сведения в военкомат в произвольной форме, а также оповещает сотрудника о необходимости лично явиться в военкомат), смотрит, есть ли отметка в паспорте «военнообязанный»;

2) актуализирует специальные карточки сотрудников (по форме № 10, приведенной в приложении № 22 к Инструкции);

3) представляет в военкомат установленную отчетность и проводит с ним сверку (см. Таблицу 1);

4) обеспечивает...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Ведение воинского учета в организации

Абсолютно все организации должны вести воинский учет своих работников. Рассказываем, нужно ли вставать на учет в военкомат только что зарегистрированной организации или организации, у которой нет военнообязанных сотрудников; какой штраф предусмотрен за то, что работодатель не встал на воинский учет и в течение какого срока его могут привлечь к ответственности; как назначить ответственное за воинский учет лицо; какие документы может запросить военкомат на сверке и какие должны быть в компании по ведению воинского учета. Приводим 5 образцов документов: фрагмент карточки по форме № 10 (раздел «Сведения о воинском учете»), приказ об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица), акт приема-передачи документов по воинскому учету, заявление об освобождении от работы в связи с получением повестки из военкомата, приказ об освобождении от работы для явки в военный комиссариат.

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику

Несмотря на четкую процессуальную регламентацию налоговых процедур в НК РФ, на практике возникает большое количество споров и разногласий в трактовке действующих норм со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. В особенности когда речь идет о признании незаконными ненормативных (или нормативных) актов налоговых органов, действий (или бездействия) их должностных лиц в результате допущенных нарушений процессуальных сроков. Анализируем судебные тенденции и свежую практику по делам, где фигурируют нарушения сроков со стороны налоговиков при проведении и оформлении результатов налоговых проверок (в том числе, когда это влияет на признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности). Затрагиваем и ряд других часто встречающихся нарушений (например, отсутствие необходимых подписей на акте проверки, необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки).