Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение

Когда в компании необходимо создать службу охраны труда или выделить для этого специалиста (поручить действующему сотруднику выполнять его функции). Как на практике это происходит. Какие требования выдвигают нормативные акты к сторонним организациям и ИП, которые могут осуществлять функции службы охраны труда. Что должен делать специалист по охране труда. Как найти кандидата на должность такого специалиста и проверить, подходит ли его опыт работы именно вам. Как контролировать вновь принятого на работу специалиста, а также на что обратить внимание при его увольнении. Автор делится богатым опытом подбора и адаптации специалистов по охране труда.

Рано или поздно, но даже микропредприятиям приходится озадачиваться охраной труда. Государство все больше закручивает гайки в этой сфере. Еще острее встанет вопрос, если в компании произойдет несчастный случай. С помощью статьи разберетесь с вопросами охраны труда быстро и эффективно.

Согласно ст. 223 ТК РФ для обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность 1, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда.

Если у работодателя численность работников не превышает 50 человек, то решение о создании службы охраны труда (или введении должности специалиста по охране труда) он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) такую функцию осуществляют:

  • руководитель организации;
  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • другой уполномоченный работодателем работник либо организация (ИП), оказывающая услуги в области охраны труда, с которыми работодатель заключил гражданско-правовой договор. Причем указанные сторонние лица должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ 2.

    Структура службы охраны труда и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России (утв. приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37). Подробнее об этом документе мы расскажем далее.

Чтобы не было, как в известном многим фрагменте из стихотворения Л.Н. Толстого: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», поделимся опытом организации охраны труда в зависимости от особенностей деятельности работодателей и численности персонала.

На практике ситуация выглядит следующим образом. Предприятия численностью до 50 человек ведут охрану труда самостоятельно. Поскольку обучать руководителя по ряду направлений, в том числе по охране труда, в любом случае необходимо, то часто последний оставляет этот функционал за собой. Почему так происходит, понятно: если предприятие не является производственным, то от него необходимы только ответственное лицо с соответствующим образованием («корочкой»), пакет обязательных документов и проведение инструктажа в отношении отдельных работников. Получается:

  • пакет обязательных документов можно заказать у специалистов (включая приказы об освобождении от инструктажа некоторых категорий персонала);
  • по отдельным работникам не сложно заполнить журналы инструктажей раз в 6 месяцев;
  • также не слишком трудозатратно заказать у профессионалов раз в 5 лет спецоценку условий труда (СОУТ), регулярно делать оценку профессиональных рисков.

При этом компания экономит на ежемесячных выплатах сотруднику или привлеченной компании (ИП). Если же происходит что-то, требующее глубоких специальных знаний в области охраны труда, то организация обращается за профессиональной помощью.

Небольшие компании (численностью 50–200 человек, а иногда и более, в зависимости от видов экономической деятельности), осуществляющие деятельность в непроизводственной сфере, а в ряде случаев и в производственной (например, складские компании):

  • выделяют в своем штате сотрудника, которого обучают и на которого возлагают обязанности специалиста по охране труда (чаще всего оформляется внутреннее совместительство или совмещение, подразумевающие неполную оплату труда) или
  • обращаются к услугам специализированных компаний (ИП).

Такая многолетняя практика достаточно успешна. Главное при выборе исполнителя помнить о требованиях к организациям (ИП), оказывающим услуги в области охраны труда, установленных Постановлением Правительства РФ № 2334.

В частности, у организации и индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги в области охраны труда, должны быть:

  • в учредительных документах организации указаны (в видах деятельности ИП) виды услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;
  • на праве собственности (ином законном основании) материально-технические и информационные ресурсы, помещения, здания, строения, сооружения, необходимые для оказания услуг в области охраны труда;
  • справочная база законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
  • система учета и хранения результатов деятельности организации с указанием состава документов, вида учета и формы их хранения;
  • сайт, содержащий наименование, адрес (местонахождение) организации (место жительства ИП), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
  • в штате минимум 3 специалиста:
    • работающих по трудовому договору по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости;
    • имеющих высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности) или высшее образование и дополнительное профобразование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда и прошедших проверку знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года (путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (eisot.rosmintrud.ru));
    • имеющих опыт практической работы в области охраны труда не менее 3 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, в должности руководителя службы охраны труда, специалиста по охране труда или иной должности при условии возложения на такого...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Инженер по охране труда хочет уволиться по собственному, выяснилось, что он не выполнял свои обязанности. Каковы действия работодателя?

Сотрудник (инженер по охране труда и промышленной безопасности) подал заявление об увольнении по собственному желанию. Но выяснилось, что он не выполнял свои должностные обязанности. Не проводил инструктажи по технике безопасности вновь трудоустроенным сотрудникам, не оформлял должной документации несколько месяцев. Работник на данный момент не имеет дисциплинарных взысканий. Как заставить работника выполнить свои должностные обязанности? Каковы действия кадровой службы, работодателя?

Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать

В некоторых случаях при принятии решения работодатель должен учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа или иного представителя работников. В небольших и средних компаниях первичные профсоюзные организации практически не встречаются. Однако и у них могут выявиться работники – члены профсоюза. От создания иных (не профсоюзных) представительных органов или просто избрания единоличного представителя работников сейчас никто из работодателей тоже не застрахован. Как в таких ситуациях действовать кадровику? Какие риски, связанные с профсоюзными членами в рабочем коллективе, грозят работодателям? Как быть, если в компании нет первичной профсоюзной организации, но нужно сократить или привлечь к дисциплинарной ответственности члена профсоюза? А если в компании создан совет работников и он хочет заключить коллективный договор?

Топ-5 условий ЛНА (трудового договора), которые могут быть признаны незаконными

Служба безопасности компании проверяет сотрудников на детекторе лжи без их письменного согласия, в локальных нормативных актах прописаны жесткие правила дресс-кода, трудовыми договорами предусмотрены ограничения возможности работать у конкурентов, а за опоздания на работу и другие нарушения трудовой дисциплины из заработной платы удерживаются штрафы. Это лишь некоторые примеры действий и положений в кадровых и иных документах, которые могут вызвать споры с работниками и вопросы со стороны контролирующих органов. Рассказываем подробно о том, при каких условиях подобно действия, формулировки и правила будут правомерными, а в каких случаях от них лучше отказаться.

Что необходимо учесть при увольнении материально ответственного лица

Какие ошибки допускают работодатели при возложении на работника полной материальной ответственности? Почему работодателю важно обеспечить условия для сохранности вверенных сотрудникам ценностей? Какова процедура передачи работникам имущества? Когда необходимо проводить инвентаризацию и по каким правилам? Почему опасно увольнять материально ответственное лицо одним днем? Что необходимо учесть при расторжении с ним трудовых отношений? Как поступить, если материально ответственное лицо, подав заявление об увольнении, уходит на больничный и на работе до дня увольнения не появляется? Можно ли в этом случае инвентаризацию не проводить? Почему для таких ситуаций в судебной практике нет однозначных ответов? В какой момент начинается течение срока для обращения в суд с иском к работнику о возмещении причиненного ущерба? Ответы – в нашей статье.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Правила исчисления сроков, связанных с увольнением

В прошлых номерах журнала мы изучили общие правила исчисления сроков в трудовом праве, а также сроки исковой давности по трудовым спорам. Теперь проанализируем сроки, связанные с увольнением работника. Ведь вопросы расторжения трудовых договоров в случае конфликта чаще всего доходят до суда, который рассматривает действия работодателя и работника под микроскопом. В частности, разъясним правила о двухнедельном сроке предупреждения об увольнении, сроке уведомления о сокращении; расскажем о тонкостях прекращения срочного трудового договора и сроке окончательного расчета с сотрудником, а также что грозит в случае задержки платежей.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.