Top.Mail.Ru

Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение

Когда в компании необходимо создать службу охраны труда или выделить для этого специалиста (поручить действующему сотруднику выполнять его функции). Как на практике это происходит. Какие требования выдвигают нормативные акты к сторонним организациям и ИП, которые могут осуществлять функции службы охраны труда. Что должен делать специалист по охране труда. Как найти кандидата на должность такого специалиста и проверить, подходит ли его опыт работы именно вам. Как контролировать вновь принятого на работу специалиста, а также на что обратить внимание при его увольнении. Автор делится богатым опытом подбора и адаптации специалистов по охране труда.

Рано или поздно, но даже микропредприятиям приходится озадачиваться охраной труда. Государство все больше закручивает гайки в этой сфере. Еще острее встанет вопрос, если в компании произойдет несчастный случай. С помощью статьи разберетесь с вопросами охраны труда быстро и эффективно.

Согласно ст. 223 ТК РФ для обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность 1, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда.

Если у работодателя численность работников не превышает 50 человек, то решение о создании службы охраны труда (или введении должности специалиста по охране труда) он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) такую функцию осуществляют:

  • руководитель организации;
  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • другой уполномоченный работодателем работник либо организация (ИП), оказывающая услуги в области охраны труда, с которыми работодатель заключил гражданско-правовой договор. Причем указанные сторонние лица должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ 2.

    Структура службы охраны труда и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России (утв. приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37). Подробнее об этом документе мы расскажем далее.

Чтобы не было, как в известном многим фрагменте из стихотворения Л.Н. Толстого: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги», поделимся опытом организации охраны труда в зависимости от особенностей деятельности работодателей и численности персонала.

На практике ситуация выглядит следующим образом. Предприятия численностью до 50 человек ведут охрану труда самостоятельно. Поскольку обучать руководителя по ряду направлений, в том числе по охране труда, в любом случае необходимо, то часто последний оставляет этот функционал за собой. Почему так происходит, понятно: если предприятие не является производственным, то от него необходимы только ответственное лицо с соответствующим образованием («корочкой»), пакет обязательных документов и проведение инструктажа в отношении отдельных работников. Получается:

  • пакет обязательных документов можно заказать у специалистов (включая приказы об освобождении от инструктажа некоторых категорий персонала);
  • по отдельным работникам не сложно заполнить журналы инструктажей раз в 6 месяцев;
  • также не слишком трудозатратно заказать у профессионалов раз в 5 лет спецоценку условий труда (СОУТ), регулярно делать оценку профессиональных рисков.

При этом компания экономит на ежемесячных выплатах сотруднику или привлеченной компании (ИП). Если же происходит что-то, требующее глубоких специальных знаний в области охраны труда, то организация обращается за профессиональной помощью.

Небольшие компании (численностью 50–200 человек, а иногда и более, в зависимости от видов экономической деятельности), осуществляющие деятельность в непроизводственной сфере, а в ряде случаев и в производственной (например, складские компании):

  • выделяют в своем штате сотрудника, которого обучают и на которого возлагают обязанности специалиста по охране труда (чаще всего оформляется внутреннее совместительство или совмещение, подразумевающие неполную оплату труда) или
  • обращаются к услугам специализированных компаний (ИП).

Такая многолетняя практика достаточно успешна. Главное при выборе исполнителя помнить о требованиях к организациям (ИП), оказывающим услуги в области охраны труда, установленных Постановлением Правительства РФ № 2334.

В частности, у организации и индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги в области охраны труда, должны быть:

  • в учредительных документах организации указаны (в видах деятельности ИП) виды услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;
  • на праве собственности (ином законном основании) материально-технические и информационные ресурсы, помещения, здания, строения, сооружения, необходимые для оказания услуг в области охраны труда;
  • справочная база законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
  • система учета и хранения результатов деятельности организации с указанием состава документов, вида учета и формы их хранения;
  • сайт, содержащий наименование, адрес (местонахождение) организации (место жительства ИП), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
  • в штате минимум 3 специалиста:
    • работающих по трудовому договору по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости;
    • имеющих высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности) или высшее образование и дополнительное профобразование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда и прошедших проверку знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года (путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (eisot.rosmintrud.ru));
    • имеющих опыт практической работы в области охраны труда не менее 3 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, в должности руководителя службы охраны труда, специалиста по охране труда или иной должности при условии возложения на такого...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что делать, если произошел несчастный случай: советы практика

Какие ситуации относятся к несчастным случаям? Что должен предпринять работодатель, когда произошел несчастный случай? Автор-практик дает рекомендации, исходя из собственного опыта, в том числе как поступить, если работодатель (его представитель) не был очевидцем происшествия и пока не понятно, относится происшествие к несчастному случаю или нет. Читайте о том, кого уведомить, в какие сроки, по какой форме, как создать комиссию по расследованию и кто должен проводить расследование, если несчастный случай произошел не на территории работодателя. Снабжаем образцами необходимых документов.

ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА

В конце 2024 года и в текущем 2025 году произошел (и еще произойдет) целый ряд изменений трудового законодательства. Многие из них требуют внесения правок в действующие локальные нормативные акты работодателя. Показываем, на какие новации следует обратить внимание, и приводим образцы формулировок, которые рекомендуем включить во внутреннюю документацию. Коснемся порядка расчета сверхурочных выплат, предоставления отгулов, отправки трудовых книжек за границу, наставничества, квотирования рабочих мест для инвалидов, аптечки первой помощи для работников.

Можно ли уволить работника, находящегося в неоплачиваемом отпуске?

Работник находится в продолжительном отпуске за свой счет. Начальник отдела нашел ему замену и хочет уволить. Какое основание для увольнения мы можем использовать в данном случае и вообще можем ли уволить работника, находящегося в неоплачиваемом отпуске?

Относится ли диспансеризация работников к мероприятиям по охране труда на предприятии?

Относится ли диспансеризация работников к мероприятиям по охране труда на предприятии? Если нет, то кто ее организует?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Правила исчисления сроков, связанных с увольнением

В прошлых номерах журнала мы изучили общие правила исчисления сроков в трудовом праве, а также сроки исковой давности по трудовым спорам. Теперь проанализируем сроки, связанные с увольнением работника. Ведь вопросы расторжения трудовых договоров в случае конфликта чаще всего доходят до суда, который рассматривает действия работодателя и работника под микроскопом. В частности, разъясним правила о двухнедельном сроке предупреждения об увольнении, сроке уведомления о сокращении; расскажем о тонкостях прекращения срочного трудового договора и сроке окончательного расчета с сотрудником, а также что грозит в случае задержки платежей.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.