Насколько детально можно дробить однотипные документы по разным делам и томам? Что и когда заполнять на корешках и титульных листах папок? Если вы организуете работу грамотно, то исполнители смогут безошибочно подшивать документы в «правильные» папки, вы будете быстро находить искомое и избежите уничтожения части документов раньше предписанного им срока хранения.

Конечно, систематизация документов по делам продумывается на этапе разработки номенклатуры дел на следующий год. После утверждения такого документа на его основании надо подготовить папки для планируемых дел. Обычно для этого используют папки-регистраторы, в которые удобно подшивать документы, а также вынимать их даже из середины стопки, благодаря специальному арочному механизму.

Рисунок 1. Папка-регистратор с арочным механизмом

Что стоит на них писать, чтобы потом было удобно и быстро подшивать документы в правильные папки, избегая путаницы?

Оригиналы и копии одних и тех же документов в разных подразделениях

Для начала вспомним, что в большинстве организаций есть такие документы, которые хранятся во всех структурных подразделениях. Но в каком-то одном подразделении создаются и оседают оригиналы, а в других хранятся только их копии. Это важно отразить в номенклатуре дел и потом на папках.

Пример 1. Возможное местонахождение различных видов приказов

Опишем достаточно распространенный вариант местонахождения бумажных оригиналов и копий различных видов приказов:

1) приказы по основной деятельности, как правило, создаются в службе делопроизводства (канцелярии или т.п.). Соответственно, там же будут храниться их подлинники, а копии будут рассылаться по структурным подразделениям, к деятельности которых они имеют отношение;

2) приказы по личному составу создаются в отделе кадров. Соответственно, их оригиналы хранятся по месту издания, а копии рассылаются по соответствующим подразделениям – работников которых они касаются (приказы о приеме, назначении, переводе, совмещении, увольнении, приказы о ежегодных очередных оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, дисциплинарных взысканиях, краткосрочных внутренних и зарубежных командировках и др.);

3) приказы по административно-хозяйственной деятельности обычно создаются в службе делопроизводства. Соответственно, в каком структурном подразделении создаются такие приказы – там их оригиналы и хранятся. Копии приказов будут рассылаться в те подразделения, к деятельности которых они имеют непосредственное отношение.

Заметим, что при возможности работы в СЭД с электронными образами документов необходимость в рассылке их бумажных копий отпадает сама собой.

Пример 2. Индексы дел

Индексы дел обозначаются в номенклатуре дел (как правило) арабскими цифрами через дефис, например: 01-05, где

  • 01 – это номер раздела номенклатуры. Обычно она составляется по структурному типу 1, тогда каждым ее разделом является отдельное структурное подразделение организации;
  • 05 – порядковый номер дела в этом подразделении.

Рекомендуется сохранять одинаковые индексы (это относится ко второй части индекса) для однородных дел каждого раздела. Поэтому почти во всех структурных подразделениях первые несколько номеров дел повторяют одинаковые названия. Единственное отличие – это сроки хранения документов (например, подлинники приказов по основной деятельности создаются и хранятся в службе делопроизводства постоянно, а копии тех же приказов в других подразделениях – ДМН (до минования надобности)).

Индексы дел

Эти примеры наглядно показывают, что мало на конкретной папке указать только вид подшиваемых в нее документов – надо писать полное наименование дела, включая последнее слово «Копии», если они туда подшиваются. И не надо сокращать заголовок дела на корешке папки. Если наименование длинное, надо уменьшить шрифт и отразить максимум информации из номенклатуры дел (см. Пример 3).

Какие конкретные документы в деле?

Мы помним правило, что в одно дело надо стремиться подшивать документы...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Считаем стаж за периоды декретных отпусков

Уходящие в отпуск по беременности и родам, а потом и по уходу за ребенком работницы часто задаются вопросом: будут ли входить эти периоды в трудовой и страховой стажи, которые влияют на назначение пенсии, пособий и другие виды отпусков. Объясняем на пальцах, чтобы вы могли снять все вопросы у молодых мам.

ТОП-5 ошибок в сфере работы с персональными данными

Одна из самых опасных тем для работодателей сегодня – ​персональные данные. Опасной ее делают сразу несколько факторов: это последние изменения в законодательстве, возможный штраф до 6 млн рублей, возобновление проверок Роскомнадзора. А еще – риски жалоб от сотрудников и даже кандидатов. Выделим 5 самых распространенных ошибок работодателей в вопросах защиты персональных данных. И расскажем, что делать, чтобы их избежать. Это как раз те случаи, когда можно учиться на чужих ошибках.

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.

Какие изменения нужно срочно внести в ЛНА

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как меняется трудовое законодательство. И такие изменения часто требуют от работодателя срочно внести корректировки в локальные нормативные акты. Иначе неактуальная и противоречащая законодательству редакция может повлечь споры с работниками и штрафы со стороны контролирующих органов. Поэтому в статье рассказываем о наиболее актуальных и интересных большинству работодателей изменениях трудового законодательства, в связи с которыми нужно внести правки в локальные нормативные акты. Особое внимание наши эксперты уделили спорным в практике кадровиков вопросам.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?