Не секрет, что работодатели (как иностранные, так и отечественные) уже активно отправляют сотрудников в простой. Многие при этом знают, что закончится он сокращением. Мы проанализировали сложные вопросы увольнения в текущих условиях. Например, можно ли уволить работников в период простоя? или объявить в это время о сокращении? а возможно ввести простой после уведомления о сокращении? законно ли будет увольнение работника в связи с ликвидацией, если решение о ней впоследствии было отменено? является ли реорганизация основанием для увольнения работников?
В связи с текущими событиями многие работодатели сокращают свои издержки, в том числе за счет увольнения сотрудников. Иностранные компании вовсю оформляют простой, сокращают штат. По сведениям Минтруда РФ, по состоянию на середину мая в простое находились около 138 000 работников. Это в 3,5 раза больше, чем в начале специальной операции и многочисленных санкций. А по данным в открытых источниках, в простое находится около 600 000 работников. Фактически все эти сотрудники под угрозой увольнения. Ведь работодатели очень часто выбирают схему: «простой – сокращение».
Сразу обратим внимание: большинство спорных ситуаций при увольнении сводятся к тому, что сотрудник обращается в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иных выплат, а также запрашивает компенсацию своих судебных издержек. Если увольнение производится по инициативе работодателя, то обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка прекращения трудового договора возлагается именно на работодателя (п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» 1). Поэтому к процедуре увольнения нужно подходить ответственно.
Можно ли уволить работников в период простоя?
Простой – это временное приостановление работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Он может быть как по вине работодателя, так и работника, а также по независящим от сторон причинам.
По общему правилу, во время простоя работники должны находиться на своем рабочем месте по графику работы. Но работодатель может указать в приказе иное. Оплата времени простоя зависит от причин, вызвавших его (ст. 157 ТК РФ):
- если по вине работодателя, то не менее 2/3 средней заработной платы работника;
- если по независящим от сторон причинам – не менее 2/3 тарифной ставки / оклада пропорционально времени простоя;
- простой по вине работника не оплачивается.
Понятно, что простой, вызванный текущими экономическими и политическими событиями, изначально обусловлен причинами, не зависящими ни от работодателя, ни от работника. Соответственно, его оплата производится в размере 2/3 оклада или тарифной ставки, рассчитанных пропорционально времени нахождения работников в простое. Поэтому работодателям оформлять простой накануне увольнения выгодно.
В период простоя уволить работника можно по любым основаниям, законодательство никак не ограничивает здесь работодателя.
Однако важно то, как вы оформите увольнение, и по каким конкретно причинам введен простой. Иногда суды признают увольнение незаконным, считая, что простой введен специально для увольнения конкретных работников с наименьшими выплатами, а не по экономическим и иным причинам. Но это касается только увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – сокращения.
В связи с этим рассмотрим основные используемые на практике схемы работодателей:
- объявление о сокращении в период простоя;
- введение простоя после уведомления о сокращении.
1. Объявление о сокращении в период простоя
Допустим, работодатель сначала оформил простой, перевел работников на оплату в размере 2/3 оклада, а затем уведомил о предстоящем сокращении штата или численности работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Уведомлять о сокращении работодатель должен не менее чем за 2 месяца (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). А после сокращения выплатить работнику выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства (не более 2 месяцев, в исключительных случаях еще и за 3-й месяц, ст. 178 ТК РФ).
Часто, чтобы сократить издержки, работодатели прибегают к схеме «простой – сокращение». И вместо среднего заработка выплачивают работникам 2/3 оклада в течение 2 месяцев с момента уведомления о сокращении до момента увольнения.
Такая схема сама по себе является законной, если причины простоя реальные, а не специально выдуманные работодателем. К примеру, если введен простой из-за международных санкций и/или финансово-экономического кризиса, вызвавших проблемы с логистикой. Всем – и проверяющим, и суду – должно быть понятно, что причины простоя – объективные.
Приведем судебную практику в пользу работодателя.
Работодатель ввел простой по своей вине из-за передачи оборудования в аренду третьему лицу. Через несколько дней уведомил работников о предстоящем сокращении. Работникам выплачивалось 2/3 среднего заработка. Один из работников обратился в суд с иском о признании незаконным приказа о введении простоя, взыскании разницы между выплаченной заработной платой и средним заработком, компенсации морального вреда. Суд в иске отказал, установив, что работодатель не имел возможности обеспечить выполнение истцом трудовой функции, оснований для признания незаконным действия приказа о простое не имелось. Был сделан вывод, что оплата работнику компенсации заработка в случае простоя по вине работодателя в размере не менее 2/3 среднего заработка, в т. ч. и в период предупреждения работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, не противоречит ТК РФ (апелляционное определение Самарского областного суда от 11.06.2019 по делу № 33-5903/2019).