Top.Mail.Ru

Споры с работниками по должностным инструкциям

Перечень должностных обязанностей работника, его права и ответственность обычно фиксируются в должностной инструкции, которую составляет работодатель и вручает ему под подпись. ТК РФ не содержит прямого ответа на вопросы: что делать, если работник отказывается подписать этот документ? можно ли его привлечь за это к дисциплинарной ответственности или нет? как быть в случае, когда работник оспаривает в суде те или иные положения должностной инструкции? Ответы эксперта на эти, а также другие практические вопросы, анализ судебной практики по спорным аспектам применения должностных инструкций найдете статье.

Лучше сразу

При оформлении трудовых отношений работодатель получает от работника паспорт, СНИЛС, трудовую книжку и иные документы для заключения трудового договора. В некоторых случаях просит написать заявление о приеме на работу (хотя это не обязательно). Затем работодатель знакомит сотрудника с локальными нормативными актами, действующими в организации и связанными с его будущей трудовой деятельностью, подписывает с ним трудовой договор, на основании которого издает приказ о приеме на работу, и выдает на руки работнику второй экземпляр трудового договора, в получении которого тот расписывается.

Должностная инструкция – ​это документ, в котором указываются:

  • требования к кандидатам, принимаемым на работу по соответствующей должности;
  • круг должностных обязанностей работника, выполнения которых от него будет требовать работодатель, а также прав сотрудника в связи с выполнением трудовой функции по определенной должности.

При приеме на работу не на должность, а для выполнения трудовой функции по профессии оформляется рабочая инструкция (или ее еще иногда называют инструкция по профессии). Далее, говоря в статье о должностной инструкции, мы будем подразумевать, что аналогичные выводы можно применять и по отношению к рабочим инструкциям (инструкциям по профессии).

В трудовом законодательстве нет упоминания должностной инструкции как обязательного документа, потому что трудовая функция и все следующие из нее трудовые обязанности и права могут быть прописаны непосредственно в трудовом договоре. Однако на практике не всегда бывает удобно трудовые обязанности и права прописывать в текстах трудовых договоров, заключаемых при приеме на работу, поэтому должностные инструкции и получили широкое применение. И вместе с этим трудовые споры по поводу должностных инструкций также стали весьма распространены.

Помня об этом, нужно иметь в виду, что если на предприятии используются должностные инструкции и по каким-либо причинам принимаемый на работу сотрудник не поставил свою подпись об ознакомлении с должностной инструкцией как локальным нормативным актом (или не подписал ее, если она является приложением к трудовому договору) сразу до приема на работу, то ему необходимо вручить ее под подпись в кратчайшие сроки. При необходимости – выслать по почте с описью вложения, особенно если работник не всегда бывает на рабочем месте или его работа носит разъездной характер и он нечасто появляется в офисе компании.

Оформление должностной инструкции

В письме от 31.10.2007 № 4412-6 Роструд указал, что работодатель может самостоятельно решать, как оформлять должностную инструкцию и вносить в нее изменения, поскольку порядок ее составления нормативными правовыми актами не урегулирован.

Должностная инструкция может быть оформлена в виде отдельного документа или как приложение к трудовому договору, являющееся его неотъемлемой частью. Если она является приложением, то работодатель обязан выдать сотруднику ее оригинал вместе с подлинником трудового договора. Если же она существует в компании в виде отдельного документа, то с ней также необходимо ознакомить сотрудника под подпись и желательно выдать ему на руки ее копию...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Должностная инструкция: практические ситуации

Рассматриваем вопросы, возникающие на практике и связанные с должностными инструкциями. В частности, как подписывать должностные инструкции (на отдельном листе ознакомления или на самой инструкции), кто должен ознакомить с этим документом работников, как правильно указывать наименование инструкции, как организовать текущее хранение инструкций, сколько их надо хранить и где именно.

В компании пересматриваются должностные инструкции. Как это оформить?

Пересматриваются должностные инструкции сотрудников, утвержденные локальным нормативным актом в 2020 году. Нужно ли их снова утверждать приказом директора или можно на старом титульном листе сделать пометку «пересмотрено»? Придется ли опять знакомить под подпись с должностными инструкциями всех сотрудников?

О подчиненности начальника лаборатории руководству компании

В должностной инструкции начальника экологической лаборатории, который непосредственно подчиняется главному инженеру, а функционально – ​начальнику службы инженерных изысканий, имеется пункт «Выполнять приказы, распоряжения и указания генерального директора, его заместителей, главного инженера Общества и начальника службы инженерных изысканий» (данный пункт включается абсолютно во все должностные инструкции работников). Начальник лаборатории утверждает, что это ставит под сомнение беспристрастность лаборатории как обособленного подразделения. Как можете прокомментировать данное утверждение?

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

О классификации должностных инструкций на типовые и индивидуальные

Что считать типовыми и индивидуальными должностными инструкциями. Как будет зависеть срок хранения от квалификации инструкции, т. е. от попадания в одну из этих групп?

Готовимся к суду с работником: советы юриста

Конфликты между работодателем и сотрудником нередко приводят к судебным процессам. Иногда компания даже не подозревает, что скоро окажется втянутой в длительный спор. Как быть, если организация получила иск от подчиненного – ​договариваться или стоять на своем до конца? Какие действия нужно предпринять, если из суда пришло определение? Как ознакомиться с материалами дела? Как составить ходатайство? Что в него включить? Как заявить о пропуске сотрудником срока на обращение в суд? В каких случаях может быть восстановлен пропущенный срок? Что включить в возражения относительно искового заявления работника? Какие учесть тонкости, чтобы подготовить иск к работнику? Какие доказательства-документы необходимо к нему приложить? Как рассчитать и оплатить госпошлину? В какой суд обратиться?

Должность, профессия, специальность: учимся верно указывать в документах

Даже опытные специалисты время от времени могут спутать понятия «должность» и «профессия», «профессия» и «специальность», ошибочно считая, что это одно и то же. Однако данные термины различаются. Разъясним на примерах составления кадровых документов, в каких случаях какие из этих понятий следует использовать.

Работник отказался подписывать документ. Как составить акт?

В конфликтных ситуациях суды всегда исследуют документы на наличие в них подписи (в т. ч. об ознакомлении) сотрудника, с которым идет спор. Логика понятна: если на документе отсутствует его подпись, значит, он, вероятнее всего, не был ознакомлен с этим документом. Но злоупотребляют в трудовых конфликтах не только работодатели, но и работники, которые часто отказываются от удостоверения своей подписью факта ознакомления с документами. Чтобы защититься в подобных ситуациях, работодателю необходимо составить акт об отказе работника поставить подпись об ознакомлении. Что нужно предусмотреть в акте, какие данные следует в него включить? Можно ли вместо составления акта ограничиться отметкой на приказе об отказе от подписи? Должен ли отказавшийся от подписи сотрудник присутствовать при составлении акта? Сколько лиц должно быть в комиссии, составляющей акт, и может ли он быть составлен без комиссии? В статье проводим образцы актов под различные ситуации и отвечаем на вопросы читателей, поступившие в издательство.