Top.Mail.Ru

Может ли приказ быть локальным нормативным актом?

Вопрос
Может ли приказ быть локальным нормативным актом?
Отвечает

С позиции документоведческого подхода приказ как вид документа не относится к ЛНА.

Понятие «управленческие документы» является условным родовым, т.к. реально в деятельности организации используются документы, принадлежащие к различным системам документации в соответствии с направлениями деятельности: организационно-распорядительная, научно-техническая, плановая, первичная учетная и другие.

Самой «древней» системой документации, которая сложилась вместе с принципами управления, является организационно-распорядительная. Она продолжает «обслуживать» самые общие функции управления, к которым относятся:

Таблица 1. Соотношение функции управления с подсистемой внутри организационно-распорядительной документации

Не случайно делопроизводство как технологию работы с документами называют «документационное обеспечение управления».

Организационные документы (отмечены «1» в Таблице 1) являются локальными актами, они составляют правовую основу деятельности конкретной организации и закрепляют систему управления. Их нормы обязательны для исполнения всеми сотрудниками компании, они действуют в течение достаточно длительных сроков (от 3 до 5 лет и долее). Обязательность их наличия в организации, содержание и требования к оформлению устанавливаются нормативно правовыми актами уполномоченных органов государственной власти.

К организационным документам относятся: учредительные документы (устав, учредительный договор), положение (об организации, об органах управления, о структурных подразделениях и должностных лицах), структура и штатная численность, штатное расписание, правила, инструкция, регламент (административный), а также новые виды документов – стратегия, политика, концепция. Часть из них является локальными нормативными актами.

Распорядительные документы («2» в Таблице 1) обеспечивают оперативное управление организацией, они также являются правовыми актами, но обязательны для тех подразделений и сотрудников, которые в них названы прямо. Приказ относится к распорядительным документам.

Приказы являются также «инструментами» утверждения и введения в действие организационных документов (в т.ч. ЛНА), внесения в них изменений и дополнений, полной отмены или признания частично утратившими силу. В связи с этим срок действия таких приказов – до даты исполнения и снятия с контроля ЛНА или 3-5 лет.

В действующий Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД; ОК 011-93) организационные и распорядительные документы в статусе утвержденных унифицированных форм документов внесены в рамках именно той систематизации, о которой мы вам рассказали.

Если в организации разрабатываются правила (регламенты) издания управленческих документов, то рекомендуем их составлять раздельно для организационных и распорядительных документов.

Однако в ряде случаев (в виде исключения) конкретный приказ может быть отнесен к ЛНА – если текст приказа содержит нормы трудового права (как ЛНА):

Мнение эксперта

На практике сложилось, что приказ может являться локальным нормативным актом (ЛНА) с точки зрения его содержания. Однако далеко не любой приказ – это ЛНА. Напомним, что локальные нормативные акты – это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

В ТК РФ прямо упоминаются только некоторые ЛНА, например правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ), положения об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ), персональных данных (ст. 87 ТК РФ), служебных командировках (ч. 4 ст. 168 ТК РФ) и др.

Чаще всего ЛНА принимаются в виде положений, инструкций, регламентов, политик и утверждаются приказом (но могут утверждаться и уполномоченным должностным лицом – генеральным директором и пр.). Однако в некоторых случаях все необходимые нормы могут включаться непосредственно в текст приказа. Например, согласно ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, должен быть определен коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами. Если перечень небольшой, то работодатели нередко устанавливают этот список не отдельным ЛНА, а прямо в тексте приказа перечисляют работы / профессии / должности. К форме ЛНА в виде приказа ни проверяющие, ни суды претензий не высказывают. Проблемы на практике чаще возникают, если работодатель не ознакомит работников в должном порядке с таким приказом (содержащим нормы, которые должны быть установлены в ЛНА, согласно ТК РФ).

Также не стоит путать подобные приказы с приказами, действие которых распространяется на ограниченный круг лиц, в частности, приказы о приеме на работу, увольнении, переводе, выплате премий и пр. – они касаются конкретных работников, прямо в них поименованных, поэтому не являются ЛНА.

Таким образом, определяющим признаком, относится ли документ (в т.ч. приказ) к ЛНА или нет, является его содержание – есть ли там признак именно нормативности:

  • данный акт рассчитан на неоднократное применение в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (т.е. его действие не прекращается после однократного исполнения какой-либо обязанности) и
  • распространяется на заранее неопределенный круг лиц (т.е. в нем не перечислены конкретные Ф.И.О. сотрудников), – например на весь персонал предприятия или на всех работников, которые занимают либо будут занимать в будущем определенную должность.
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?