Top.Mail.Ru

Разрабатываем Положение об архиве организации на основе Примерного положения (часть 2)

Росархив утвердил Примерное положение об архиве организации. В первой части статьи в прошлом номере журнала мы разобрались, на какие юрлица оно распространяется. А сейчас объясним: как разработать на его основе собственное Положение об архиве (как структурном подразделении) либо Положение об архивном хранении (как процессе), как его утвердить и сколько хранить.
Окончание статьи. Начало в № 12 / 2018
Окончание статьи. Начало в № 12 / 2018

Нормативно-методические основы для разработки

Для разработки Положения об архиве (или Положения об архивном хранении документов) помимо Примерного положения 1 необходимо учитывать требования следующих нормативных и методических документов:

  • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526) 2, которые являются нормативным правовым актом в сфере архивного дела, закрепляющим организационные основы и базовую технологию архивного хранения документов;
  • Методические рекомендации по применению Правил 2015 года (опубликованы на сайте Росархива 18.07.2018 без указания какого-либо статуса; изданы ВНИИДАД отдельной брошюрой в ноябре 2018 г.) 3. В приложении № 1 к Методическим рекомендациям приведен Реестр процессов, обеспечивающих комплектование, хранение, учет и использование архивных документов в архиве организации, формулировки которого можно использовать для описания задач и функций архива (архивного хранения) в Положении, разрабатываемом организацией для себя;
  • Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива 11.04.2018 № 44), особенно ее общие положения в разделе 1, в котором установлена ответственность за делопроизводство:
    • ответственность за организацию работы с документами в структурных подразделениях возлагается на руководителей этих подразделений;
    • непосредственное ведение делопроизводства в подразделении осуществляется делопроизводителем или лицом, назначенным ответственным за это (делопроизводитель подразделения);
    • на период временного отсутствия работники подразделения передают находящиеся на исполнении документы делопроизводителю или иному работнику подразделения по указанию руководителя структурного подразделения;
    • при смене делопроизводителя подразделения составляется акт приема-передачи документов и дел;
    • работники организации несут дисциплинарную, административную и другие виды установленной действующим законодательством ответственности за нарушение сроков хранения, утрату и несанкционированное уничтожение документов.

Обратите внимание, что если в организации не создается архив как структурное подразделение, то назначаются ответственные не только за делопроизводство, но и за архивное хранение документов.

Ответственные назначаются приказом первого руководителя, причем лучше сразу с определением «дублеров», замещающих ответственных в случае временного отсутствия. Ответственность за ведение делопроизводства и осуществление архивного хранения документов должна быть зафиксирована также в трудовых договорах и должностных инструкциях соответствующих сотрудников (при их наличии). А ответственность за организацию работы с документами, организацию хранения и обеспечение сохранности архивных документов, как правило, возлагается на руководителей структурных подразделений (руководитель организации чаще всего именно таким образом оформляет делегирование части своей ответственности за документальный и архивный фонды организации).

Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением коллегии Росархива от 06.02.2002) остались в статусе методического документа. Интерес представляют некоторые их...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как внести изменения в ЛНА, утвержденный грифом с подписью

На предприятии утвержден документ «Перечень профессий и должностей рабочих и служащих, которым бесплатно выдаются СИЗ» от 08.04.2021 № 834-183-2021 (утвержден не приказом, а просто как самостоятельный документ, с наличием грифа УТВЕРЖДАЮ и подписью директора). Сейчас есть необходимость дополнить данный документ новыми строками. Как это можно сделать? Выпустить Дополнение к «Перечню…» и не присваивать ему номер, будет ли это являться правильным? Или можно выпустить приказ «О дополнении “Перечня…”» от такой-то даты и с №?

Годовая премия и индексация зарплат: как документировать изменения

В начале года сотрудники надеются на индексацию зарплат и премии по итогам года. Как быть работодателю, если он понимает, что финансово не потянет повышения ФОТ в той степени, как это было предусмотрено во внутренних документах. Во-первых, объясняем, какие есть варианты индексации зарплат (это может быть увязано не только с инфляцией за год). Во-вторых, сколько можно тянуть с выплатой премии по итогам года. В-третьих, как можно документировать новые обязательства, которые работодатель считает для себя реальными (ведь если он разорится, родному коллективу от этого легче не будет). Приводим образцы формулировок Положения об оплате труда, приказов и уведомлений работникам (комплект документов будет различаться для 2 ситуаций: когда изменяемые положения содержатся в трудовых договорах и когда в ЛНА).

Что такое «методическое руководство»

Какое можно дать определение понятию «методическое руководство» во внутреннем нормативном документе компании?

Архив входит в общий отдел. Как составить Положение о нем?

По структуре нашей организации (АО) архив входит в состав общего отдела. Необходимо ли издание отдельного Положения об архиве, если функции прописаны в Положении об общем отделе?

Новые Правила делопроизводства для госорганов и органов местного самоуправления

Проанализируем содержание новых Правил по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны? На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно? Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.

Как оформить и заменить ссылку на нормативный документ в приказе и ЛНА

Показаны примеры оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах (ЛНА): что писать и где. Узнаете, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И что самое сложное – что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые мы в них ссылались, устаревают. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Внесение изменений в нормативные акты организации

Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации. Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Классификация ОРД и формирование документов в дела

Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Сначала мы помогли разобраться в терминологии, чтобы различать локальный нормативный акт (ЛНА), организационно-распорядительные документы (ОРД), регламентирующий и нормативный документ, официальный документ. Рассмотрели общую классификацию управленческих документов. Показали на примере, как можно группировать в дела ЛНА и утвердившие их распорядительные документы. Таким образом мы показали связь между терминологией, классификацией и группировкой документов в дела.