Top.Mail.Ru

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.
Окончание статьи. Начало в № 02 / 2024
Окончание статьи. Начало в № 02 / 2024

Организация хранения архивных документов

Разделы VII «Организация хранения архивных документов» и VIII «Обеспечение сохранности архивных документов» «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. 1 содержат минимальное количество нововведений.

Вместе с тем выделение двух разделов, один из которых посвящен организации хранения архивных документов, а второй – обеспечению сохранности, представляется искусственным, т.к. сохранность архивных документов обеспечивается:

  • и соблюдением нормативных условий хранения (раздел VII),
  • и проведением проверок наличия и состояния архивных документов (раздел VIII).

В разделах установлены требования, направленные на поддержание архивных документов в оптимальном физическом состоянии, минимизацию рисков их порчи и (или) утраты. Это требования:

  • к зданиям и помещениям, в которых размещается архив организации;
  • обеспечению противопожарного, охранного, температурно-влажностного, светового и санитарно-гигиенического режимов;
  • средствам хранения архивных документов (шкафам, стеллажам) и их размещению в архивохранилище;
  • проведению физико-химической, профилактической и (или) реставрационно-профилактической и технической обработки архивных документов;
  • проведению проверок наличия и состояния архивных документов.

К положениям, которых не было в Правилах 2015 года, относятся несколько:

1) о расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов. Правила 2023 года (п. 78) рекомендуют исходить из того, что на 1 кв. м архивохранилища размещаются в среднем 400 единиц хранения.
Это положение не противоречит более сложной методике расчета 2, в которой за основу берется количество единиц хранения, умещающихся на 1 полке архивного стеллажа длиной 1 м. На такой полке может поместиться от 30 папок типа «Корона» до 50 папок типа «скоросшиватель». В обычном архивном стеллаже 12 полок, следовательно, на 1 стеллаже размещаются от 350–400 до 600 единиц хранения (дел).
При расчете необходимо учитывать, что расстояние между стеллажами – 75 см, между рядами стеллажей – 1 м 20 см, ширина стандартного стеллажа – 45 см, длина – чуть более 1 м.
Кроме того, для расчета площади под архив необходимо знать:

  • количество единиц хранения (дел), подлежащих хранению;
  • количество единиц хранения, которые поступят на хранение как минимум в ближайшие 3–5 лет;
  • какими стеллажами будет оборудовано архивохранилище (стационарными или передвижными);

2) еще одно новое положение (п. 87 Правил 2023 года) – это разрешение применять лампы:

  • не только накаливания в закрытых плафонах с гладкой поверхностью, как это было установлено старыми Правилами 2015 года,
  • но и люминесцентные с урезанным ультрафиолетовым участком спектра, а также светодиодные светильники, разрешенные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере пожарной безопасности (имеется в виду МЧС России). При выборе светодиодных и люминесцентных осветительных приборов для архивохранилищ следует руководствоваться нормативными документами 3.

В остальном требования к обеспечению противопожарного, охранного, температурно-влажностного, светового и санитарно-гигиенического режимов хранения не изменились.

Важный участок работы архивиста, направленный на обеспечение сохранности архивных документов, – это проверка наличия и состояния документов. Порядок проведения проверок установлен в разделе VIII «Обеспечение сохранности архивных документов». Обращают на себя внимание сроки проведения плановых проверок в п. 97: «Проверка наличия документов на бумажном носителе 4 должна производиться не реже одного раза в 10 лет (с пометкой «Для служебного пользования» – не реже одного раза в 5 лет)».

Периодичность проверок документов с грифом «Для служебного пользования» 1 раз в 5 лет позаимствована разработчиками Правил из профильного постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 5, посвященного работе со служебной информацией ограниченного распространения: «...В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой «Для служебного пользования», проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет».

Напомним, что в п. 6 раздела «Общие положения» Правил 2023 года говорится о том, что эти Правила распространяются и на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну 6, однако в Правилах ничего не сказано о том, с какой периодичностью нужно проводить проверки наличия и состояния архивных документов с грифами секретности, а также документов, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, персональные данные или иные виды конфиденциальной информации. Если действующим законодательством такие требования не установлены, следовало бы в Правилах 2023 года восполнить этот пробел – указать сроки проведения проверок для всех видов документов, содержащих сведения конфиденциального характера. Как известно, половинчатые решения создают дополнительные проблемы.


Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Роль стандарта на метаданные в эффективном управлении документами

1 мая 2024 года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.109–2024 о метаданных. Главная ценность этой статьи в том, что она написана одним из его разработчиков. Таким образом, вы получаете информацию «из первых рук»: для чего он разработан, что в нем есть.

Защита персональных данных и архивные документы

Распространяется ли закон о персданных на архивные документы? Какие документы считаются архивными? Заметим, что ответы на эти вопросы пока не однозначны. Как тогда архиву защищать персональные данные при ответе на запросы граждан, в т.ч. из-за рубежа? На какую нормативную базу можно опереться? Данная статья стала результатом подготовки ответов на вопросы наших читателей, которым сложно работать при отсутствии ясной и логичной нормативной базы.

Структура метаданных по ГОСТ Р 7.0.109–2024: применение методики

Как сгруппированы метаданные о документе в новом ГОСТ, какой подход использовался ранее. На примере приказа по основной деятельности показали, какие метаданные о реквизитах этого документа, о действиях с ним, а также чисто технические метаданные стоит предусмотреть в СЭД, СХЭД или иной специальной системе.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Как лучше актуализировать номенклатуру дел на 2020 год в связи с вступлением в силу нового Перечня

Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили. Показали 2 варианта действий: а) как можно утвердить изменения к первоначальной номенклатуре дел на 2020 год, которую подготовили еще в конце 2019 года; б) как утвердить новую номенклатуру на этот год. Они сопровождаются примерами оформления документов. Мы рекомендуем оптимальное распределение обязанностей между службой делопроизводства организации и другими подразделениями, а также удобный функционал MS Word, чтобы вы ничего не упустили.

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.