Что необходимо сделать службе документационного обеспечения управления в конце года, чтобы плавно перейти в новый? Статья поможет вам не забыть важные вещи в тех сферах, за которые традиционно ответственно именно ваше подразделение; а также понять, что делается в конце года, а что в самом начале следующего. Вы разберетесь с журналами регистрации (электронными и бумажными), с номенклатурами дел (уходящего и наступающего года), подготовите необходимую отчетность и сделаете на ее основе своевременные выводы (для себя и руководства). Сможете организовать обратную связь с другими подразделениями, чтобы собрать ценные идеи для улучшения работы своей службы в следующем году.
Подводим итоги делопроизводственного года
Все в декабре подводят итоги уходящего года и, естественно, готовятся к новому. Службы делопроизводства здесь не являются исключением. Поделюсь собственным опытом и расскажу, как мы делаем это у себя в банке.
Проверка корректности заполнения всех учетных форм и журналов регистрации. В процессе работы, особенно в «авральном режиме», допускаются описки, опечатки, поэтому в конце года сотрудники нашей службы документационного обеспечения управления (далее – СДОУ) осуществляют проверку в СЭД и специальных программах учета того, что они заполняли в течение года. Если нужно, корректируют эти записи: исправляют описки, дополняют неточности. Делается это с целью корректного поиска информации в будущем.
В регистрационной карточке была описка в номере письма контрагента: вместо № 13-00611 был указан № 1300611. Эту описку и исправляют путем добавления дефиса.
В СЭД такая корректировка вносится без проблем (пока база данных не стала «прошлогодней» и не закрыта для редактирования). А вот если журналы ведутся на бумаге, то исправление необходимо будет заверить подписью руководителя СДОУ (см. Пример 2), разместить ее можно на полях журнала либо в последней графе «Примечание». На мой взгляд, если суть записи от исправлений кардинально не меняется (как в приведенном примере – другие реквизиты документа указаны верно), то зачеркивать всю строку нецелесообразно.
Если нам нужно дописать сведения, например, вместо укороченного содержания документа «Письмо о расторжении договора» добавить, какой именно договор расторгается, то заверять такое дополнение не обязательно.
Пример 2. Заверение верности исправления в бумажном журнале регистрации документов
Внесение итоговых записей в учетные формы и журналы регистрации производится в конце года сразу после последней регистрационной записи.
Если регистрация велась изначально в бумажном журнале, то итоговая запись о количестве записей в нем, сделанных в течение года, будет такой, как показана в Примере 3: она содержит подпись руководителя СДОУ (если у подразделения есть своя печать, то проставляется и ее оттиск), но не специалиста, который в течение года вел регистрацию в этом журнале.
Так как большинство регистрационных форм у нас ведется в СЭД и специальных программах, то проставление данной у нас происходит автоматически в ночь с 31 декабря на 01 января. Также в этот момент блокируется возможность внесения каких-либо исправлений и / или дополнений. Делается это с целью соблюдения принципов достоверности и целостности информации с учетом ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Для годовой раздел их электронного регистрационного журнала распечатывается на бумагу, эта распечатка прошивается и в конце оформляется итоговая запись аналогично показанной в Примере 3.
Пример 3. Итоговая запись в бумажном журнале регистрации
Проставление итоговых записей в номенклатуре дел. «Основные правила работы архивов организаций» 2002 года рекомендуют «по истечении делопроизводственного года» (т.е. в начале следующего) произвести итоговые записи в своих номенклатурах дел о количестве заведенных дел за год. Новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (утверждены приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526 и зарегистрированы Минюстом России 07.09.2015, № 38830) подтверждают это: см. формы номенклатур дел организации и подразделения в приложениях 25 и 26.
Фрагмент документа
Пункт 3.4.10 «Основных правил работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002)
По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заменяется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, и расшифровки его подписи.
Пример 4. Итоговая запись в номенклатуре дел
В нашем банке по окончании года структурные подразделения сами заполняют итоговую запись к своим номенклатурам и далее пересылают соответствующие сведения в СДОУ по корпоративной почте. Сотрудником СДОУ полученные цифры математически суммируются и результат проставляется в сводную номенклатуру дел всей организации.
Сведения итоговой записи передаются не только из подразделений в СДОУ организации, но и далее – в архивное учреждение (если данное юрлицо является источником его комплектования). Ниже подписи ответственного за делопроизводство (см. отметку «!» в Примере 4) оформляется отметка о передаче таких сведений (в СДОУ или архивное учреждение):
Пример 5. Отметка о передаче итоговых сведений
Формирование итогового годового отчета по исполнительской дисциплине. Одной из главнейших функций службы делопроизводства является ведение контроля исполнительской дисциплины. Его формы и принципы у всех разные. У нас отчеты по контролю формируются ежедневно по исполнению писем Центрального Банка, еженедельно – по всем группам контроля и самые главные (сводные) – в конце года. Именно они являются главными в «разборе полетов», а также для определения Управлением по работе с персоналом результатов KPI и, как итог всему, – данных для начисления премии работникам по итогам работы за год. Образец одной из форм, которую мы используем, показан в Примере 6.
Пример 6. Справка по исполнительской дисциплине
Формирование итоговых статистических отчетов. В конце каждого месяца мы в обязательном порядке формируем статистику: сколько и чего зарегистрировано, сколько было обработано документов в целом, сколько было поставлено на контроль, сколько времени было затрачено на работу с тем или иным документом и др. А в конце года мы в обязательном порядке формируем итоговый статистический отчет, в котором отображаются данные за весь год, более того, все его показатели сравниваются с 3 предыдущими периодами (например, в 2015 году сравниваем с 2014, 2013 и 2012 годами). Делается это в целях формирования планов работы на будущий год (об этом поясним в следующем разделе «Подготовка к новому делопроизводственному году»).
См. отчет в Примере 7. В графе 2 приводятся наши внутренние коды для каждой группы документов, которые использует СДОУ. В колонке 7.2 вычисляются коэффициенты согласно показателям прироста в колонках 7 и 7.1. Такой коэффициент помогает сделать вывод о том, что необходимо предпринять. Например, 1 означает, что изменения объема документов существенны, значит, требуется рассмотреть возможности расширения штата либо пересмотреть технологию работы. Но в нашем примере видно: среднее время регистрации документа при этом уменьшилось до такой степени, что компенсировало прирост документов. Поэтому дополнительных изменений производить не требуется.
Пример 7. Примерная форма статистического отчета по группам зарегистрированных документов
Подготовка к сдаче дел подразделений СДОУ в архив. В течение года в подразделениях СДОУ (канцелярия, приемная, протокольная служба и др.) заводится огромное количество дел: это и входящая корреспонденция, оригиналы которой, как правило, остаются в канцелярии (а исполнители работают с электронными образами в СЭД), это и всевозможные протоколы совещаний, рабочих встреч, реестры и др. В конце года сотрудники окончательно подшивают все исполненные документы за год в соответствующие дела, а их подготовкой к передаче в архив занимаются уже в следующем году согласно графику сдачи дел из подразделений в архив.
Сами дела в подразделениях мы стараемся долго не хранить, во-первых, обычно в работе используем электронные образы этих документов, во-вторых, экономим место хранения в шкафах рабочих кабинетов.
Подготовка к новому делопроизводственному году
Ну а теперь рассмотрим мероприятия, которые мы проводим для того, чтобы начать новый делопроизводственный год.
Обратная связь с другими подразделениями. В конце года все сотрудники нашего банка имеют возможность отправить сообщение на специальную почту, ну а для тех, кто хочет остаться в тени, на первом этаже головного офиса на посту охраны мы оставляем коробку «для предложений», где любой сотрудник может внести свои предложения / пожелания о работе СДОУ, а также жалобы на работу конкретных сотрудников. Делается это для формирования планов работы СДОУ на будущий год, а также в целях повышения качества работы специалистов подразделения.
На первый взгляд, подобное может показаться странным, но на практике доказало свою эффективность и особенно в отношении внедрения новшеств, необходимых и часто удобных для бизнес-подразделений (а это, на мой взгляд, очень важная составляющая). Так, например, анонимный до сих пор для нас сотрудник в 2013 году предложил очень грамотную идею более быстрой системы передачи документов между дополнительными офисами, которую мы используем по сей день.
Формирование номенклатуры дел на следующий год. Одним из основных документов, позволяющих грамотно организовать делопроизводство, конечно, является номенклатура дел. Все организации составляют ее в конце года, так как уже с 01 января необходимо будет начать формировать дела по новой номенклатуре. Поэтому примерно в октябре мы издаем приказ, чтобы обязать структурные подразделения предоставить свои номенклатуры дел (см. Пример 8), а после сотрудники СДОУ формируют сводную по банку. В двадцатых числах декабря, как правило, у нас выпускается приказ с утверждением номенклатуры на будущий год (см. Пример 9).
Пример 8. Приказ о подготовке номенклатуры дел
Пример 9. Приказ об утверждении сводной номенклатуры дел на 2016 год
Составление плана работ СДОУ на будущий год – это одна из главных задач, которая стоит перед руководителем СДОУ. У нас этот план представляет собой проект из конкретных целей, задач и необходимых финансовых ресурсов, с указаниями на возможные изменения (в штатном расписании, в технологии работы, в т.ч. автоматизации). При составлении подобного плана мы в первую очередь опираемся на информацию, которую нам дают статистические итоговые данные прошедшего года.
Для определения загруженности сотрудников и необходимого численного состава мы используем (как ориентир) «Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 10.09.1993 № 152.
Внесение изменений в регламенты по делопроизводству – так мы стараемся учесть свои «ошибки» и реализовать планы на будущее, учесть все произошедшие изменения в законодательстве.
Анализ контрагентов. В своей деятельности службы делопроизводства взаимодействуют с компаниями, которые оказывают услуги по отправке экспресс-отправлений (DHL, Pony Express, DIMEX и др.), по организации архивного хранения и др. У нас же принято в конце года производить мониторинг цен и в случае целесообразности договариваться о новых расценках и возможных скидках с прежними партнерами на следующий год, либо начинаем подготовительную работу по смене контрагента.
Новый делопроизводственный год – это подходящий повод что-то поменять в своей работе. Не бойтесь внедрять новое! Ведь порой от того, как в компании организована работа с документами, зависит скорость взаимодействия с партнерами, контрагентами и клиентами, а значит и ваше бизнес-лицо. Ваша главная задача – упрощать работу себе и окружающим… С наступающим!