8 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Новый год традиционно связан с вступлением в силу большого количества законодательных изменений. Чтобы они не стали для вас сюрпризом и было время подготовиться, рассказываем о наиболее значимых и интересных в налоговом, бухгалтерском, таможенном, трудовом законодательстве, госзакупках, электронных подписях и аудиторской деятельности.

1. Налогообложение

Здесь традиционно с нового года будет довольно много изменений. Выделим наиболее интересные и важные.

Продлили ограничение по переносу убытка при расчете налога на прибыль до 31.12.2024

С 2017 года по 31 декабря 2021 года в налоговом законодательстве действует ограничение по размеру убытка, на который можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, а именно – ​не более 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). То есть, простыми словами, налоговую базу можно уменьшить только наполовину. С оставшейся половины нужно платить налог на прибыль. Внесенные изменения (начнут действовать с 01.01.2022) лишь увеличили срок действия данного ограничения до 2024 года 1 .

Напоминаем, что убыток – ​это отрицательная разница между доходами и расходами. Убыток можно переносить на будущее время и только в прибыльный период (т. е. в этот период не должно быть убытка). Если убытки получены больше, чем в одном периоде, то их необходимо переносить на будущее в порядке очередности несения.

Срок, в течение которого нужно списать убытки в полном объеме, не установлен в законодательстве (ранее он был равен 10 годам). Поэтому их можно переносить, пока они будут списаны полностью.

Факт наличия убытка необходимо подтверждать первичными бухгалтерскими документами (договорами, платежными поручениями, актами, товарными накладными, УПД, кассовыми чеками и т. д.). Хранить эти документы нужно пока не списали всю сумму убытка плюс еще 5 лет после окончания года списания (подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 283 НК РФ).

Появилась форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество организаций

Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@ утверждена форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество и порядок ее заполнения и направления в ФНС России. Она начнет действовать с 01.01.2022. Ранее такой формы не существовало. Приказом ФНС России от 24.05.2019 № ММВ-7-21/263@ была утверждена только форма заявления для физических лиц. С 2022 года и юридические лица смогут подать соответствующее заявление.

Одновременно исчисление налога на имущество организации больше не связано с датой исключения сведений об объекте из ЕГРН 2 . В судебной практике было много споров в этой части, поскольку НК РФ никак не регулировал ситуацию с гибелью объекта налога на имущество организаций. Привязка была именно к прекращению права собственности на объект. И формально ФНС России имела право продолжать начислять налог на имущество за уже несуществующий объект до даты исключения сведений о нем из ЕГРН.

Впервые переломил данную ситуацию Верховный Суд РФ в определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу А40-154449/2017, указав налоговому органу, что само по себе наличие в ЕГРН сведений о здании и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии этого здания в действительности.

И вот, лишь спустя три года ФНС России разработала специальную форму уведомления о гибели объекта налогообложения. И с 01.01.2022 в ст. 382 НК РФ появится новый пункт 4.1, касающийся порядка действий при гибели объекта налогообложения. Момент прекращения налогообложения больше не привязан к дате исключения объекта из ЕГРН. Исчисление налога на имущество будет прекращено с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта, если организацией подано соответствующее заявление.

Заявление можно будет подать только в электронной форме. К нему рекомендуется приложить документы, подтверждающие факт гибели / уничтожения объекта (например, акт обследования объекта кадастровым инженером, акт о сносе объекта и т. д.).

По результатам рассмотрения заявления ФНС России направит уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии оснований для этого.

Вводятся единые сроки уплаты налога на имущество организаций

С 2022 года налог на имущество организаций нужно будет уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Соответствующие изменения внесены в ст. 383 НК РФ 3 .

Напоминаем, что...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Компенсация убытков за внесудебную блокировку счетов налоговыми органами

Просрочили подачу декларации или забыли доплатить 100 рублей налога, – ​можно столкнуться с неприятным последствием – ​блокировкой счетов в банке по решению налоговиков. Такое право предоставлено им ст. 76 НК РФ. Причем приостановление операций по счетам может длиться неделями и даже месяцами. А замороженные счета – ​доставить немало проблем. Скажем, в расчетах с контрагентами или проведении иных операций. При этом блокировка счетов не всегда бывает обоснованной и/или соразмерной по длительности допущенному нарушению. Тогда налогоплательщик вправе требовать с налогового органа компенсации понесенных убытков, уплаты процентов. Рассказываем, когда суд встанет на сторону налогоплательщика и присудит компенсацию, а какие действия, напротив, суд оттолкнут.

Вправе ли исполнительный директор подписывать изменения в приказ, если основной приказ подписывал генеральный директор?

В Группе компаний приказы подписывает Генеральный директор (ГД) и есть полномочия Исполнительных директоров (ИД) по подписанию приказов управляемых обществ. Может ли ИД подписывать изменения в приказ, если основной приказ подписывал ГД?

Подписи нескольких директоров: проверяем полномочия

В организации одномоментно у власти может быть несколько директоров. Как вести себя с компанией, у которой в руководстве несколько «голов»? Как проверить, сколько подписей руководителей одной организации должно быть на документе (договоре, письме и пр.), подписанном вашим контрагентом, чтобы он имел полную силу? Как правильно оформляются подписи в этом случае? Как обезопасить себя при заключении сделки с такой организацией? В статье даем готовые формулировки для документов.

Когда заработают новые правила по использованию электронных подписей?

Слышала, что нововведения по электронным подписям перенесут с 1 января 2022 г. на 1 марта 2022 г. Так ли это?

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.

Регламентация использования факсимиле

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, когда допустимо использовать факсимиле, и дали образцы для формулировок в документах о применении факсимиле. Сейчас же сосредоточимся на порядке использования факсимиле сотрудниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Приведены образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно оформить и организовать правильное использование факсимиле на практике.

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Заверения о налоговых обстоятельствах: что такое и как применять?

Последнее время растет число организаций, активно добавляющих в свои договоры положения, призванные обезопасить их от претензий налоговой инспекции, вызванных действиями недобросовестных партнеров. Насколько эта практика действенна? Поможет ли правильный текст договора избежать давления со стороны налоговиков? Мы разобрались в этом вопросе, проанализировав действующее законодательство о заверениях об обстоятельствах, письма чиновников и судебную практику. Рассказываем, как сейчас работают заверения в налоговых правоотношениях. Даем 14 образцов формулировок для использования в договорах и в переписке с контрагентами.