Top.Mail.Ru

Принимаем меры к недисциплинированным работникам

Какие меры на практике действительно помогают навести порядок в коллективе, не создав повод для трудовых споров. Как подготовиться к потенциальному конфликту, если его не избежать, аудит какой документации обязательно провести хотя бы своими силами, что успеть подправить до обострения ситуации. И как корректно дать понять нерадивому сотруднику, что он теперь на карандаше и либо он исправляет свое поведение, либо работодатель будет вынужден организовать тотальный контроль всей его работы (что само по себе мало кому приятно), по результатам которого будет принято решение (в строгом соответствии с действующим законодательством, конечно). Предлагаем подборку судебной практики, на которую стоит ориентироваться в спорных вопросах.

Дисциплинированные, квалифицированные и исполнительные сотрудники – огромная находка для работодателя. Но зачастую работники расслабляются, теряют хватку, начинают уклоняться от своих обязанностей. Обычно это проявляется сразу после длительных выходных / праздников или отпускного периода. Если речь идет о недавно принятом сотруднике, которому установлено испытание и срок испытания еще не истек, то работодатель закономерно приходит к выводу, что с таким каши не сваришь и разумнее расстаться. Но что, если в таком поведении замечен специалист, который давно работает, особых нареканий к нему ранее не было, в целом его работа всех устраивала? Стоит ли сразу хвататься за кнут, увольнять за неисполнение обязанностей? Или есть способы дисциплинировать сотрудника, не прибегая к крайним мерам?

Начать следует с того, что необходимо рассмотреть ситуацию в целом, прояснить происходящее:

  • у вас лишь один работник, выгоревший, уставший от обязанностей, откровенно захалтуривший,
  • либо проблема затрагивает целое структурное подразделение (рабочую группу) и может быть вызвана каким-то общим поводом, вроде перегруженности работников подразделения или неумелого руководства.

Соответственно, и меры нужно принимать:

  • либо по отношению к отдельному сотруднику,
  • либо по результатам проверки работы всего подразделения, не выделяя кого-то из сотрудников, чтобы увидеть всю картину целиком 1.

Весь процесс проверки и принятия решения по результатам разбора сложившейся ситуации можно условно разделить на несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. информационный;
  3. процедурный (включая принятие и реализацию решений);
  4. подведение итогов.

Далее дадим конкретные рекомендации, что делать на каждом из этапов.

Подготовительный этап

Связанный материал
Когда документ не обязателен, но полезен
№ 07 / 2023
Связанный материал
Почему нельзя хранить копии документов с персданными в личном деле работника?
№ 08 / 2023

О том, почему нельзя хранить копии документов с персданными в личном деле работника, читайте в № 8’ 2023.

Связанный материал
Ознакомление с документами: на бумаге и в электронном виде
№ 02 / 2023
Связанный материал
Работник отказался подписывать документ. Как составить акт?
№ 10 / 2021

Образцы актов об отказе работника подписывать документы см. в статье «Работник отказался подписывать документ. Как составить акт?» в № 10’ 2021.

Связанный материал
Трудовая функция и изменение обязанностей работника: как не ошибиться
№ 07 / 2017

О том, какие изменения трудовых обязанностей означают изменение трудовой функции, читайте в статье «Трудовая функция и изменение обязанностей работника: как не ошибиться» в № 7’ 2017.

Связанный материал
Тонкости оформления совмещения: как избежать рисков
№ 11 / 2017
Связанный материал
Четыре изменения в охране труда в 2025 году
№ 05 / 2025
Связанный материал
Работник отказался подписывать документ. Как составить акт?
№ 10 / 2021

Образцы актов в случае отказа работника подписывать документы см. в статье «Работник отказался подписывать документ. Как составить акт?» в № 10’ 2021.

Связанный материал
Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет
№ 03 / 2025
Связанный материал
Работа с персональными данными: ответы на вопросы
№ 07 / 2024
Связанный материал
9 согласий на обработку персональных данных
№ 06 / 2023
Связанный материал
Привлекаем льготника к работе в выходной и праздничный день
№ 12 / 2023

Подготовительный этап – это проверка всех документов, относящихся к работнику, к которому возникли нарекания.

Так, до момента предъявления первых претензий необходимо провести полную ревизию всех документов работника 2:

  • наличие трудового договора, приказа о приеме на работу 3, должностной или рабочей инструкции (если их оформление предусмотрено в организации);
  • ознакомление работника под подпись (или способом, определенным при внедрении электронного кадрового документооборота) с документами по охране труда, локальными нормативными актами и иными организационно-распорядительными документами, имеющими отношение к выполняемой работником трудовой функции, дисциплине труда;
  • наличие задолженности по отпускам перед работником и долгов самого сотрудника перед работодателем (по авансовым отчетам и пр.);
  • закреплены ли за работником товарно-материальные ценности, доступы к каким сведениям ему предоставлены и т. п., какими документами это оформлено;
  • наличие неснятых дисциплинарных взысканий и документов, которыми ранее было оформлено привлечение к дисциплинарной и/или материальной ответственности;
  • остальные необходимые для работы конкретного сотрудника документы, а также характеризующие его личность и его отношение к труду.

Почему это важно? К сожалению, на практике часто встречаются ситуации, когда с работником конфликт уже возник, к нему начали предъявлять претензии и вдруг обнаруживается, что работодателем ранее были допущены ошибки при оформлении трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с данным работником. Например, сотрудник не ознакомлен с графиком работы, инструкцией и другими документами по охране труда, отсутствует подписанный им экземпляр трудового договора и пр., не говоря уже о том, что в половине случаев даже должностной (рабочей) инструкции для него нет, а в трудовом договоре прописан лишь минимум обязанностей работника или они сформулированы в слишком общем виде (бережно относиться к имуществу работодателя, соблюдать дисциплину труда и пр.), что, как говорится, к делу не пришить. Очевидно, что сам «виновник торжества» в состоянии конфликта уже не будет готов фиксировать (подтверждать) свои обязанности на бумаге, т. к. отлично поймет, к чему это может его привести.

Таким образом, до начала каких-либо карательных действий в отношении работника нужно успеть:

  • исправить (составить, получить подпись работника, ознакомить и т. п.), что возможно,
  • а что невозможно – иметь в дальнейшем в виду, чтобы обходить сложные моменты.

В частности:

  • не стоит предъявлять сотруднику требования о выполнении (или претензии о невыполнении) той работы, которая, согласно документам, не входит в его трудовую функцию и не возложена на него с его же согласия приказом о совмещении, даже если он «всегда это делал»;
  • если работник систематически нарушает требования охраны труда, пожарной или электробезопасности, убедитесь, что он ознакомлен в установленном порядке с необходимыми документами, что в отношении него проведен обязательный минимум инструктажей;
  • если сотрудник приходит с опозданиями, самовольно покидает рабочее место, неадекватно затягивает время обеденного перерыва либо работает по «своему» графику, выясните, где зафиксирован график его работы, как прописаны перерывы для питания и отдыха, ознакомлен ли он с фиксирующими режим труда и отдыха документами;
  • если работник отказывается выполнять поручения руководителя, проверьте, как в организации определена иерархия, есть ли достаточные (документально подтвержденные) основания полагать, что сотрудник в курсе, кто является его непосредственным руководителем, с кем обязан координировать свою работу. Зачастую об этом пишут в трудовом договоре, но структура компании может с течением времени меняться, а о внесении необходимых изменений в трудовые договоры работников часто забывают, что впоследствии порождает разногласия относительно того, кто и кем руководит в структурном подразделении, чьи указания обязательны для исполнения, с кем необходимо согласовывать отдельные трудовые действия.

Соответственно, при обнаружении подобных несоответствий их необходимо устранить. Например, путем издания приказа о внутреннем подчинении работника, с которым его нужно ознакомить под подпись или способом, установленным при внедрении электронного документооборота. Отказывается от ознакомления? Фиксируйте это актом.

Проведение полноценной проверки необходимо и в ...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Четыре изменения в охране труда в 2025 году

Что нового в области охраны труда принес 2025 год? К каким изменениям следует подготовиться и какие внутренние документы необходимо обновить? Говорим о нормах выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, изменениях в области пожарной безопасности, хранении и наполнении аптечек первой помощи (с образцом приказа об аптечках первой помощи с приложением требований к их комплектации, перечня мест хранения, форм заявки для приобретения медизделий и журнала регистрации использования аптечки), а также правилах финансирования предупредительных мер.

Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет

Ответственность за обработку персональных данных с нарушениями продолжает ужесточаться. С 30.05.2025 за повторные нарушения по некоторым статьям начнут взыскивать оборотные штрафы. Автор анализирует три основных требования к работодателям, которые необходимо выполнить в первую очередь при обработке персданных работников и клиентов (уведомление Роскомнадзора, назначение ответственного лица, утверждение политики обработки персональных данных), а также последствия их несоблюдения. Объясняет, как правильно выполнить такие требования (с образцами документов и конкретных формулировок), на основе собственного опыта и разъяснений Роскомнадзора. Показывает судебную практику, которая «подсвечивает» узкие места.

Если на работе появился возмутитель спокойствия

В любом коллективе бывают конфликтные ситуации, часто по причине действий конкретных сотрудников. Работодатели, пытаясь их предотвратить, стараются действовать на опережение – составляют локальные нормативные акты таким образом, чтобы в случае агрессивного или токсичного поведения привлечь абьюзера к дисциплинарной ответственности. В этот раз поговорим о трех часто встречающихся ситуациях: если сотрудник плохо воспитан и лузгает семечки на работе, если любит выпить, когда это не положено, и если докучает противоположному полу.

Можно ли для контроля качества работ обязать работников носить видеорегистраторы?

Для контроля за качеством выполняемых работ компания планирует ввести обязательное применение сотрудниками нагрудных видеорегистраторов. Какие документы необходимо принять в обществе для того, чтобы обеспечить интересы сотрудников и предприятия?

Увольняем за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

ТК РФ предоставляет работодателям механизм воздействия на недобросовестных работников – ​увольнение за виновные действия (или бездействие). Один из видов увольнения связан с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). На практике работодатели часто не рискуют расставаться с работниками по данной статье, так как сама процедура кажется им сложной и непонятной. Однако грамотные кадровики ее не боятся и используют с умом. Рассмотрим, как правильно уволить «по статье» и какие правила нужно соблюсти.

Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

В случае возникновения конфликта с работником работодатели нередко предлагают ему уволиться «по собственному» вместо негативной записи в трудовой книжке. Однако они забывают, что написавший заявление об увольнении по собственному желанию работник вправе отозвать его в любое время. Сэкономить на суде поможет материал нашего эксперта. В нем проанализированы типичные ошибки работодателей, из-за которых работников восстанавливают на работе.

Как грамотно составить служебную записку

Чем служебная записка отличается от докладной и объяснительной? Какие реквизиты должны быть в служебной записке? Как их регистрировать? Каков порядок передачи (по электронным каналам связи, лично, через секретаря и пр.)? Сколько нужно их хранить? В статье даны ответы на самые необходимые вопросы, которые могут возникнуть у отдела кадров.

Об уважительных для работников причинах

Трудовое законодательство в некоторых нормах ссылается на уважительность причин и обстоятельств, которые должны учитываться при регулировании трудовых отношений. Как и любое другое оценочное суждение, понятие «уважительность» прямо в законе не раскрывается, его содержание наполняется определенным смыслом с учетом конкретных обстоятельств спора, поэтому лучше всего обратиться к анализу судебной практики по делам со схожими обстоятельствами. Наша подборка поможет вам сориентироваться как в типичных, так и нестандартных ситуациях, выбрать правильное решение в случае конфликта, избежать штрафов от проверяющих за нарушение трудового законодательства и изначально проигрышных судебных дел.