Top.Mail.Ru

Топ-10 ошибок при наказании работников за опоздание

Практика показывает, что большая часть опозданий на работу приходится на периоды после длительных праздников и отпусков. У людей, успевших привыкнуть к более расслабленному режиму, не всегда быстро получается загонять себя в рамки трудовых будней. Опоздания на работу, безусловно, представляют собой нарушение работником трудовой дисциплины, несоблюдение режима рабочего времени организации. Но, наказывая сотрудника за такой проступок, работодатели часто сами допускают нарушения, из-за которых работники впоследствии успешно оспаривают применение к ним дисциплинарных мер в суде. Мы собрали наиболее распространенные ошибки работодателей на основе анализа судебной практики и подготовили для вас рекомендации, как их избежать. Рассказываем подробно о последствиях того, что работодатель не ознакамливает работников с режимом рабочего времени под подпись, не фиксирует факт опоздания на работу, не учитывает объяснение работника, не соблюдает всю процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности, не принимает во внимание тяжесть совершенного проступка, штрафует провинившегося или произвольно уменьшает ему зарплату, увольняет без наличия достаточных оснований, считает опозданием отсутствие на рабочем месте сотрудника с разъездным характером работы и пр.

1. Работник изначально не ознакомлен с режимом труда

ТК РФ не содержит определения опоздания. На практике опозданием считается любое появление на работе позже времени, установленного в заключенном с работником трудовом договоре или локальном нормативном акте работодателя. Опозданием является не только не вовремя начатый рабочий день, но и задержка с обеденного перерыва, и т. п. В связи с этим важно заранее установить время работы и отдыха работника и ознакомить его с ним под подпись. С опозданием неразрывно связан прогул – ​то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, смены, независимо от его продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд. Получается, опоздание – ​это кратковременное отсутствие на рабочем месте, а прогул – длительное. Для иллюстрации конкретных случаев нарушений со стороны работодателя в примерах из судебной практики мы будем также ссылаться и на дела с прогулами, поскольку аргументы, используемые работодателями и работниками, а также выводы суда вполне можно применять и к ситуациям с опозданием (за исключением особенностей увольнения за прогул).

По общему правилу режим работы и время отдыха прописываются в Правилах внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). С ними работодатель обязан знакомить каждого работника под подпись до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК РФ) или до фактического допущения к работе. Если же режим рабочего времени и времени отдыха работника отличается от общего, то он должен быть прописан непосредственно в трудовом договоре (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Поэтому, прежде чем привлечь работника к дисциплинарной ответственности за опоздание, следует свериться с документами, регулирующими рабочее время этого сотрудника. Надо убедиться, что рабочее время прописано правильно и сотрудник ознакомлен с указанными документами под подпись. Иначе будет сложно доказать вину работника в опоздании и законность применения к нему взыскания.

Если работник ознакомлен с режимом рабочего времени и времени отдыха под подпись не был, то его нельзя наказать за опоздание (апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2015 по делу № 33-42410/2015). Кстати, в качестве альтернативного способа суды допускают ознакомление в электронном виде, например через доступ в личный кабинет (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 № 88-5756/2021, 2113/2020).

Если же ваша компания уже успела перейти на электронный документооборот, то ознакомление с режимом труда должно быть произведено в соответствии со специальным порядком, установленным локальным нормативным актом работодателя, принятым в соответствии со ст. 22.2 ТК РФ.

Особенно следует быть осторожным с сотрудниками, работающими по совместительству. В ст. 284 ТК РФ указано, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может трудиться по совместительству полный рабочий день. Следовательно, режим рабочего времени совместителя априори отличается от общего в организации.

Судебная практика

Электрик ТСЖ был наказан за опоздание, но сумел оспорить в суде дисциплинарное взыскание. Он заявил, что основное место его работы – ​МЧС по скользящему графику – ​и в ТСЖ об этом знали. В связи с этим он считает, что не опаздывал, так как трудился в это время по основному месту работы. Суд решил, что из смысла ст. 284 ТК РФ следует, что работодатель был должен составить график работы совместителя и ознакомить его с данным графиком. Поскольку график выхода на работу не был утвержден, невыход сотрудника на работу был вызван уважительными причинами (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 07.11.2017 по делу № 3310828/2017).

Судебная практика

В другом деле работница, являющаяся внешним совместителем, отсутствовала на рабочем месте более 4 часов подряд, и ее за это уволили. В трудовом договоре с ней ежедневная продолжительность ее рабочего времени указана не была, и в связи с этим суд признал увольнение неправомерным. Раз ежедневная продолжительность рабочего времени не определена, то и нет оснований для вывода о том, что работница была обязана находиться на работе именно в тот период, отсутствие в который работодатель расценил как прогул (апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2014 по делу № 33-9324/14).

Судебная практика

После двух опозданий с выговорами работница допустила третье нарушение режима рабочего времени и была уволена. Она была ознакомлена с ПВТР, но суд все равно восстановил ее в должности. Дело в том, что согласно ПВТР графики работы подразделений организации устанавливались приказами работодателя. Однако работодатель не представил суду ни графиков работы, ни соответствующих приказов, что свидетельствовало о нарушении им ч. 2 ст. 189 ТК РФ, т. к. он не создал условия для соблюдения дисциплины труда истицей (апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2016 по делу № 33-14723/2016).

Таким образом, работодателю необходимо проверить в отношении сотрудника, допустившего опоздание:

  • зафиксирован ли режим труда и отдыха работника в заключенном с ним трудовом договоре, а если нет, то
  • ознакомлен ли данный сотрудник с документами, устанавливающими режим рабочего времени на предприятии (не только ПВТР, но и иными актами, на которые есть ссылки в ПВТР), а также как подтвердить факт такого ознакомления.

Если время начала рабочего времени не установлено непосредственно в трудовом договоре, а работодатель не обладает доказательствами ознакомления работника с локальным нормативным актом, устанавливающим в отношении него режим труда и отдыха, то оформление привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности чревато тем, что:

  • сотрудник сможет оспорить это в суде и взыскать с работодателя расходы на услуги представителя и компенсацию морального вреда;
  • работодателя (и/или ответственное за применение незаконных мер дисциплинарного воздействия должностное лицо) могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ;
  • не говоря уже о неблагоприятном отражении подобных обстоятельств на имидже работодателя и репутации руководства в глазах других подчиненных.

Аналогичные неблагоприятные последствия возможны и при выявлении других ошибок работодателя при привлечении к дисциплинарной ответственности опоздавшего работника, о которых мы скажем ниже.

2. Факт опоздания не зафиксирован

Факт опоздания должен быть надлежащим образом зафиксирован, иначе нарушителя нельзя будет привлечь к ответственности. Если работник попытается оспорить свое наказание, то работодателю придется представить в суд (или ГИТ) доказательства нарушения. В качестве доказательств можно использовать данные технических средств: систем электронного пропуска, камер видеонаблюдения с таймером времени на входе в офис, систем электронной регистрации на компьютере. Суды принимают такие доказательства (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2020 по делу № 88-19861/2020).

Также опоздание может подтверждаться служебной запиской непосредственного руководителя...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работник взял больничный в день увольнения: действия работодателя

Что делать, если сотрудник находился в день увольнения на работе, но при этом прямо с утра в «увольнительный» день (или накануне) открыл больничный лист, утаив это от работодателя, а тот не отследил наличие электронного листка нетрудоспособности? Как работодателю урегулировать сложившуюся ситуацию и при необходимости впоследствии доказать правомерность увольнения и свою добросовестность суду и/или проверяющим органам? Каковы судебная практика и позиция Минтруда России по спорным вопросам?

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Тонкости ознакомления с кадровыми документами

Работодатель при приеме сотрудника на работу, еще до заключения трудового договора, должен ознакомить его с основными документами, связанными с его работой. Помимо локальных нормативных актов имеется ряд документов, с которыми также следует ознакомить сотрудников, но уже после заключения трудового договора – в процессе работы в организации. Посмотрим, что это за документы, каким способом можно организовать ознакомление и в какие сроки, а также кто будет нести ответственность в случае несоблюдения этой обязанности.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Как перейти на электронные кадровые документы

Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – ​22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .