В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)?
Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.
Компетенции сотрудников: что это и чем регулируется?
В ТК РФ нет как такового понятия «компетенции работников». В ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ раскрывается термин «квалификация работника» – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. А в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ упоминаются профессиональные стандарты – документы, содержащие характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Определение общему понятию «компетенция» можно найти, например, в методических документах Минобрнауки России.
Фрагмент документа
Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (приложение к письму Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06)
Компетенция – динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
А применительно к гражданским служащим – в актах Минтруда России.
Фрагмент документа
Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (утв. Минтрудом России)
Компетенция – комплекс проявляемых в поведении гражданского служащего профессиональных и личностных качеств, свидетельствующий о наличии необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей знаний, умений, а также опыта профессиональной деятельности.
Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций) – набор компетенций и их характеристик, сформированный в соответствии с должностными обязанностями гражданского служащего.
В практике кадровой работы под компетенциями работников обычно понимаются их определенные навыки, знания и личный опыт, необходимые для эффективного выполнения работы. Таким образом, по нашему мнению, компетенция – более широкое понятие, это своего рода та же квалификация, но со способностью применять имеющиеся знания на практике.
Как правило, специалист по подбору персонала совместно с руководителем сотрудника формирует профиль должности (профессии), а далее на основании профиля уже возможно составить должностную (рабочую) инструкцию. Некоторые компании формируют расширенные должностные (рабочие) инструкции для сотрудников, где они указывают не только обязанности и ответственность, но и требования к образованию и опыту, подчинение, что работник должен знать, уметь, перечень деловых качеств, необходимых для выполнения трудовой функции. Данные документы позволяют в дальнейшем правильно оценивать компетенции сотрудника.
Что важно учесть при оценке компетенций на испытательном сроке
Крайне важно на испытательном сроке правильно оценить, насколько компетенций сотрудника достаточно для выполнения поручаемой ему работы в дальнейшем. Испытательный срок, по общему правилу, длится 3 месяца (в ч. 5–6 ст. 70 ТК РФ прописаны исключения). Плюс испытательного срока в том, что работодатель в короткие сроки может расстаться с сотрудником, который не обладает достаточными компетенциями, чтобы выполнять доверенную ему работу.
При этом законом не предусмотрены процедуры, которые позволят оценить, насколько сотрудник может выполнять порученную работу, они отданы на усмотрение работодателя. Как правило, он формирует специальные планы и задания на период прохождения испытания. Хотя иногда достаточно лишь должностной (рабочей) инструкции. В любом случае сотрудник должен быть ознакомлен с документами, связанными с его работой, под подпись (или способом, определенным для взаимодействия между работником и работодателем при использовании введенного в установленном порядке кадрового электронного документооборота). Наличие данных документов позволит обезопасить работодателя при обращении бывшего сотрудника в суд.
Неудовлетворительный результат испытания можно подтвердить докладными (служебными) записками, заключениями, протоколами заседаний специально созданных комиссий и т.д.
В апелляционном определении от 30.10.2018 по делу № 33-19341/2018 Свердловский областной суд указал, что врученное уволенному работнику письменное предупреждение о расторжении трудового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания свидетельствовало о соблюдении работодателем требований ч. 1 ст. 71 ТК РФ. Более того, трудовые права работника не были нарушены, поскольку дополнительно к предупреждению (в котором содержалось указание на причины, послужившие основанием для признания истца не выдержавшим испытания), ему было вручено заключение непосредственного руководителя, в котором были перечислены конкретные нарушения должностных обязанностей, допущенные им в период испытательного срока.
Кроме того, необходимо учитывать, что при оценке компетенций работника на испытательном сроке важно, кто в действительности проводил такую оценку. Как правило, докладные (служебные) записки должны исходить от непосредственного руководителя работника.
В апелляционном определении от 14.06.2018 по делу № 33-10097/2018 тот же Свердловский областной суд критически отнесся к докладной записке заместителя директора, поскольку он не руководил работой уволенной за непрохождение испытательного срока сотрудницы, не давал ей поручений в период испытания, не являлся наставником в период испытательного срока.
Если компания увольняет работника по своей инициативе, то ей важно помнить золотое правило: при увольнении работника как не выдержавшего испытание обязанность доказать факт неудовлетворительной работы возлагается на работодателя. Поэтому так важно заручиться необходимыми доказательствами несоответствия компетенций работника порученной ему трудовой функции.
Аттестация работников
Процедура аттестации дает возможность работодателю проводить оценку компетенций на постоянной основе. ТК РФ никак не регулирует проведение аттестации. В ч. 2 ст. 81 ТК РФ лишь указано, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Соответственно, если нормативными правовыми актами не установлено иное, работодатель самостоятельно принимает документ, регламентирующий процедуру аттестации. Именно он будет ключевым доказательством в суде в случае спора при увольнении работника за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Разрешая требование уволенного работника о признании приказа об утверждении результата внеплановой аттестации незаконным, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения. Он указал, что представленными доказательствами подтверждено: аттестация работника была проведена в соответствии с Положением об аттестации персонала работодателя (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2022 по делу № 88-26903/2022).
Форму проведения аттестации (опрос, устный тест и т.д.) компания определяет самостоятельно. Как отметил Минтруд России в письме от 18.09.2019 № 14-3/В-742, в порядок проведения аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.
По результатам аттестации работников можно не только уволить, аттестация позволяет определить также потребность организации в необходимости повышения квалификации как отдельных работников, так и целых подразделений. Также аттестация может выявить наиболее компетентных работников, которые по ее итогам могут быть награждены ценными подарками либо премированы.
Иные методы оценки компетенций
На практике ввиду сложности процедуры аттестацию сотрудников проводят немногие работодатели. Гораздо чаще применяются иные методы оценки компетенций, такие как:
- тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры (последние чаще всего инициируются для выявления лидерских качеств).
Однако по результатам применения данных методов оценки компетенций сотрудника нельзя:
- уволить (если только речь не идет об увольнении по соглашению сторон);
- перевести на другую должность без его письменного согласия (ст. 72.1 ТК РФ).
Перечисленные методики чаще всего используют HR-специалисты, чтобы понимать, кого из работников нужно отправить на обучение / переобучение / повышение квалификации, кого необходимо дополнительно мотивировать для получения лучших результатов труда, кого поощрять за уже достигнутые показатели, а с кем провести и «разъяснительную работу».