Возможность дистанционного проведения общего собрания владельцев организации предусмотрена в ГК РФ, но должной детализации в других законах и подзаконных актах она пока не получила. Остается масса вопросов, на которые мы предлагаем аргументированные ответы для ООО. Какие процедурные моменты стоит утвердить единогласно в самом начале такого собрания (а еще лучше в уставе до его созыва). Как идентифицировать участников: реально ли использовать биометрию, достаточно ли задействовать инструменты попроще, например номер мобильного телефона, ID технического устройства, пароль, визуальное узнавание при видео­конференции, как передавать доверенность на представителя. Как голосовать и как подписывать протокол, если люди физически находятся далеко друг от друга и не владеют квалифицированными электронными подписями. В завершение показали образец целого протокола дистанционного общего собрания участников, оформленный по всем новым требованиям ст. 181.2 ГК РФ.

Пандемия значительно ускорила давно назревавшие изменения в порядке проведения общих собраний участников (владельцев) организаций. Сейчас, когда собираться даже небольшими группами считается небезопасно, любые способы дистанционных встреч становятся все более популярными. В нашем журнале мы уже рассматривали особенности оформления протоколов собраний. В настоящей статье мы рассмотрим:

  • отдельные аспекты процедуры подготовки к заседанию, проводимому с использованием средств телекоммуникационного присутствия,
  • а также составление протокола общего собрания с дистанционным участием в заседании (см. Пример 4).

О чем речь?

Прямое указание на возможность дистанционного участия в очных заседаниях общих собраний корпораций появилось после вступления в силу Федерального закона от 28.06.2021 № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этот закон ввел в ст. 181.2 ГК РФ положения, согласно которым можно участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, которые позволяют:

  • достоверно идентифицировать лицо, имеющее право принимать участие в собрании;
  • участникам обсуждать вопросы повестки дня и голосовать.

Что на практике означают эти условия?

Первое – что за каждым из участников закреплен некий идентификатор, который может быть подтвержден либо самим участником, либо через независимые источники. Например, информация о принадлежности телефонного номера может быть получена от оператора связи.

Второе – взаимодействие между участниками собрания должно происходить в реальном времени. Фактически это означает, что закон говорит нам только о тех способах связи, которые обеспечивают потоковое видео в реальном времени либо о телефонных конференциях. При этом не имеет особого значения какое программное обеспечение будет использовано в процессе. Это может быть телефонная конференц-связь, специализированный интернет-ресурс, предоставляющий соответствующие услуги, либо любой мессенджер, обеспечивающий режим видеоконференции.

Первоначальная редакция1 «Коронавирусная» редакция2
1. …Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 ГК РФ) 1. …Члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица

Кто может использовать дистанционную форму общего собрания участников

Для начала надо учесть очень простой факт – внося изменения в ГК РФ, наши законодатели традиционно забыли внести соответствующие изменения в профильные законодательные акты 3. Прежде всего, в ФЗ об ООО 4. С АО немного проще: у них теоретическая возможность дистанционного участия, правда без надлежащей детализации, предусмотрена еще с 2015 года 5.

Отметим, что это уже стало традицией: сначала править базовые положения в ГК РФ и лишь потом, если дойдут руки, приводить в соответствие с ним профильные законы. Поэтому детализировать «нестандартные способы» проведения собраний придется в индивидуальном порядке. Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 181.2) говорит нам, что возможность и способы проведения «нестандартных» собраний должны быть установлены:

  • законом или
  • единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или
  • уставом юридического лица.

ФЗ об ООО, как мы уже отмечали, отстает в своих возможностях от ГК РФ. Принять единогласным решением участников ООО в ходе дистанционного заседания, что оно проводится дистанционно, теоретически возможно. Но если возникнет судебный спор, доказать легитимность такого решения может быть достаточно проблематично. Кроме того, при подготовке такого собрания неизбежны нарушения действующего корпоративного законодательства, связанные с процедурой его созыва (ведь не предусмотренный уставом способ участия в заседании придется вписывать в уведомление участникам о его проведении и в последующие документы 6). Соответственно, дистанционное собрание без предварительных изменений в Устав сопряжено с повышением рисков оспаривания решений со стороны участников. Рекомендовать такой способ можно лишь для ООО с небольшим числом активных участников, не имеющих друг с другом разногласий. Для остальных разумнее заблаговременно внести изменения в Устав.

Если вы не внесли в Устав изменения, устанавливающие возможность проведения заседания в «электронной форме», повышается риск признания решений такого собрания недействительными.

По общему правилу (абз. 3 п. 8 ст. 37 ФЗ об ООО) решения в ООО принимаются простым большинством голосов. Из этого правила есть целый ряд исключений, но ни одно из них напрямую не относится к определению форм проведения общего собрания. Однако если исходить из того, что новый (дистанционный) способ участия в заседании отражается в изменениях к уставу, то следует руководствоваться установленными законом правилами для принятия решения о внесении изменений в устав. В частности, согласно подп. 2 п. 2 ст. 33 ФЗ об ООО вопросы утверждения устава общества, внесения в него изменений или утверждения устава общества в новой редакции решаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена ФЗ об ООО или уставом общества. Получается, что если уставом ООО данный вопрос не оговаривается, то нужно принимать решение именно большинством в 2/3 от общего числа голосов участников общества.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как оформить совместное решение работодателя и профкома

Каким видом документа оформить совместное решение администрации организации и профкома, например, о выплате ежемесячной материальной помощи работникам (с конкретными Ф.И.О.), если обычно: — организация утверждает свои решения приказом, — а профком – постановлением? Можно ли утвердить такую форму, как приказ-постановление?

Отстранение от работы невакцинированного сотрудника: основание и образцы документов

После Москвы все больше регионов вводит обязательную вакцинацию от коронавируса для работников определенных сфер деятельности. Рассказываем, кого работодателю придется отстранить от работы и под угрозой каких штрафов. Какие документы оформить, чтобы проверяющие «были довольны» и отстраненные сотрудники не смогли оспорить законность недопуска к работе и неначисления зарплаты за это время (показали образцы приказов, уведомления сотрудников, служебной записки, табеля учета рабочего времени и личной карточки).

Реквизиты протокола по новым требованиям Гражданского кодекса РФ

С июля 2021 г. начали действовать новые требования ГК РФ к составу сведений протокола заседания / собрания (в т.ч. указывается, что надо отражать в протоколе при дистанционной форме мероприятия через видео-конференц-связь). Мы разобрали каждое изменение – объяснили, как вмонтировать его в существующие реквизиты протокола, показали образец оформления целого документа (отметив в нем сведения, обязательные с точки зрения ГК РФ).

Можно ли в тексте протокола сделать раздел «ОТМЕТИЛИ»?

Можно ли в тексте протокола заседания помимо разделов: «СЛУШАЛИ – ​РЕШИЛИ» выделить раздел «ОТМЕТИЛИ»? И таким образом структура текста протокола получится такой: – Председатель; – Секретарь; – Присутствовали; – Приглашённые; – Повестка дня; – Выступили (просто без текста выступления) указание Ф.И.О. и должности докладчика; – Отметили; – Решили; – Подписи председателя и секретаря.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Конструктор документов – новый бесплатный инструмент для Вас

На нашем сайте delo-press.ru появился новый полезный инструмент, сейчас им можно пользоваться бесплатно. Он уже содержит почти 200 образцов полностью оформленных документов под различные ситуации (далее его будем постоянно пополнять). Каждый документ сбоку содержит подборку статей и вопрос-ответов, разъясняющих особенности его составления. Каждый документ можно скачать себе на компьютер, открыть в Word и изменить его данные на свои. Документы, сделанные при помощи такого Конструктора, корректны с точки зрения делопроизводственных правил оформления и содержат юридически выверенные формулировки. И пусть грамотных документов в вашей организации станет больше! А ваших усилий для этого потребуется меньше!